Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной.
Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.
Предыстория
В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.
Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.
Эта зона мозга и называется область Брока.
Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.
Физиология
Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи.
Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора.
Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.
На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:
- остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
- прекращение движений, участвующих в словообразовании;
- произвольное произнесение каких-то слогов и слов.
Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.
Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми.
Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще.
Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.
При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.
Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.
Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.
Иное мнение
Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями.
Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения.
Перейдём к результатам исследований.
Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми.
Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач.
Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.
Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.
Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.
Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.
В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый.
Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой.
Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.
Причины нарушения речи у детей
Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:
- генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
- проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
- торможение в развитии психики;
- физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
- влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
- недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.
В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.
Проблемы с речью после инсульта
После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:
- афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
- дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.
Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.
Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/tsentr-rechi
Учреждения для лечения детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) − серьезная детская патология, характеризующаяся расстройствами речевой функции. У ребенка страдают все элементы речи: фонетика, грамматика и лексика, что затрудняет его социализацию и может стать причиной интеллектуального отставания от сверстников.
Родителям важно знать, куда следует обращаться при выявлении данной патологии. Устранение заболевания требует комплексного лечения с участием логопедов, психологов и врачей. Центры лечения ОНР − специальные учреждения, обеспечивающие необходимую терапию и занимающиеся реабилитацией больных.
Принципы лечения
Терапия заболевания зависит от степени выраженности нарушений, которая устанавливается логопедом при внимательном осмотре. Основные задачи лечения следующие:
- обеспечить формирование правильного звукопроизношения, в том числе интонаций;
- сформировать активный и пассивный словарный запас, соответствующий возрастному уровню;
- улучшить грамматику.
Комплексное восстановление речи облегчает социализацию малыша и позволяет предупредить дислексию и дисграфию. Для достижения указанных задач, в лечении используют большое количество упражнений, подразумевающих активное участие самого больного с нарушениями. Их можно проводить не только на приеме у специалистов в поликлиниках или больнице, но и дома.
Место, где проводится терапия, зависит от степени тяжести патологии:
- ОНР 1 степени является наиболее тяжелой. Лексика при этом ограничена, а фразы непонятны для большинства окружающих. Больные должны посещать специальные центры и больницы коррекции общего недоразвития речи.
- При расстройстве 2 и 3 степени человеку достаточно посещать логопедов, психологов и неврологов при обычных лечебных стационарах, а также продолжать занятия дома.
Для выбора конкретного метода коррекции лучше проконсультироваться со своим врачом. В большинстве городов существуют десятки специалистов, занимающихся лечением подобных проблем.
Не следует игнорировать профессиональную помощь и заниматься только домашней коррекций. Чаще всего это не приводит к требуемому эффекту, в результате чего речь остается на низком уровне развития. Это приводит в последующем к дисграфии, дислексии и трудностям в обучении.
Методы терапии
В логопедии выделяют ряд коррекционных программ для устранения ОНР в различном возрасте. Программа Филичевой и Чиркиной для 5-7 летних детей используется наиболее широко, и чаще всего проводится непосредственно в детском саде, который посещает ребенок. Она состоит из двух функциональных блоков: формирование правильной фонетики и повышение связности разговора. При комплексном лечении произношение очень быстро корректируется, и тогда основной упор во время занятий переходит на лексико-грамматические задания. Родителям важно проконсультироваться с логопедом и выполнять в домашних условиях необходимые упражнения.
Второй по распространенности программой, позволяющей лечить ОНР, является методика Нищевой, также, реализуемая в стенах дошкольных учреждений. Основной акцент в ней сделан на систематичность обучения с постоянным усложнением используемых заданий.
Где лечить патологию?
Учреждения, оказывающие логопедическую помощь при данном расстройстве, можно разделить на несколько классов: специализированные центры, больницы и поликлиники. Кроме того, существует большое количество частнопрактикующих специалистов, также оказывающих свои услуги детям с нарушениями речевой функции.
Специализированные центры
В крупных городах России, например, в Москве и Санкт-Петербурге имеются специализированные центры для лечения речевых расстройств, в том числе патологии развития речи. Подобные учреждения позволяют обеспечить комплексную терапию, включающую в себя консультации логопеда, психолога, невролога, дефектолога и других специалистов.
В Москве имеется Центр лечения общего недоразвития речи доктора Архипова, центр патологии речи и нейрореабилитации, а также несколько других специализированных учреждений.
В Санкт-Петербурге схожими проблемами занимаются: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи, Центр поведенческой неврологии, Медицинский центр ПРОГРЕСС и др.
Данные клиники специализируются на устранении речевых дефектов, благодаря чему лечение в них отличается высокой эффективностью.
Общие медицинские учреждения
Большинство детских поликлиник и больниц имеют в своем составе коррекционные отделения, направленные на устранение речевых дефектов. Как правило, лечением патологий занимается логопед совместно с психологом и неврологом. Основной метод терапии при этом − комплексы упражнений, которые позволяют нормализовать все части речевой функции: лексику, грамматику и фонетику.
При ОНР 2 и 3 степени коррекция преимущественно осуществляется амбулаторно с динамическим наблюдением у логопеда. Специалист дает родителям необходимые мероприятия по занятиям с детьми и контролирует их эффективность 1 раз в 2-4 недели. При необходимости, в мероприятия по коррекции включают регулярные упражнения в специальных группах детей.
В госпиталь коррекции общего недоразвития речи в любом городе можно обратиться с направлением логопеда, или же самостоятельно. Данные учреждения имеют необходимых специалистов для определения причин развития ОНР и комплексной коррекции.
Помощь в ДОУ
Если дети с родителями живут в небольшом поселке или деревне, то специалист часто выделен для детского сада. При незначительной численности детей в дошкольном учреждении, ставка логопеда имеется в крупных районных ДОУ. В этом случае, ребенка с нарушениями переводят в данный детский сад, где он может получить необходимую логопедическую помощь.
В большинстве городов имеются специализированные образовательные учреждения для детей с нарушениями речи. Это могут быть как детские сады, так и школы. В них основной акцент сделан на устранении речевого расстройства, а также обучении ребенка чтению и письму для последующего успешного посещения школы. В отдельных ДОУ также могут быть специальные группы для детей с нарушениями.
Дополнительно логопедическую помощь можно получить у частных специалистов, которые занимаются с детьми без привязки к какому-либо учреждению.
Важно обращаться только к людям, имеющим необходимую лицензию.
Перед походом к ним лучше проконсультироваться со специалистом в государственном или частном коррекционном центре, который поможет выбрать лучшего логопеда и даст общие рекомендации по терапии.
Устранение проблем с общением требует комплексных занятий, позволяющих увеличить словарный запас ребенка, грамотность и правильность произношения звуков.
Получить подобную помощь можно в специализированных центрах, общих лечебных учреждениях, в детских дошкольных учреждениях или у частнопрактикующих специалистов.
Выбор того, где лечить ОНР зависит от степени его тяжести, доступности логопедических учреждений и финансовых возможностей семьи.
Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/centry-lecheniya-detej-s-onr/
Развитие речи у ребенка: профессиональная помощь родителям | Центр Речи
Центр Речи основан в 2002 году для оказания квалифицированной логопедической и дефектологической помощи детям и взрослым. Огромный опыт, профессионализм специалистов и комплексный подход в коррекции нарушения речи гарантируют положительный результат даже при тяжёлых нарушениях.
Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный процесс, требующий профессионального, а иногда даже творческого подхода. Чем раньше малыш научится правильно и красиво говорить, тем лучше будут его успехи в будущем, тем свободнее он сможет чувствовать себя в обществе.
И если в первые годы жизни данному вопросу родители уделяют мало внимания, потому как малыш только начинает произносить свои первые слова, то по достижении ребенком дошкольного возраста тема становится более актуальной.
На этом этапе очень важно сформировать правильное произношение, способность к верной формулировке и высказыванию своих мыслей, чтобы в будущем избежать проблем.
Самые распространенные проблемы развития речи
Начнем тему развития речи с проблем, с которыми приходится сталкиваться большому количеству родителей, логопедов и воспитателей ДОУ. Зачастую детям очень сложно справляться со следующими задачами:
- полностью выразить свою мысль. Ребенок разговаривает односложно и ситуативно, излагая мысли только частично;
- выражаться разными словами. Бедный словарный запас в детском возрасте – распространенная проблема;
- грамотно построить вопрос или ответ на него;
- логически обосновать сказанное;
- устранить из лексикона сленговые слова, которые были услышаны от окружающих, по ТВ и в Интернете;
- четко проговаривать буквы и правильно их произносить.
Безусловно, прежде всего проводятся занятия по развитию речи в группе детского сада. И большинство родителей склонно считать, что этого достаточно для успешного решения имеющейся проблемы.
На самом деле, научить ребенка говорить четко, логично и правильно не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы добиться положительного результата, мало возложить ответственность на воспитателей.
Родители должны и сами принимать активное участие в решении вопроса.
Кто поможет в развитии речи
Прежде всего папа и мама малыша должны обратиться к детскому логопеду или дефектологу в случае, если у ребёнка ОНР (общее недоразвитие речи). Это специалисты, которые и занимаются развитием, постановкой правильной речи. И занятия с логопедом для детей оказываются очень полезными по следующим причинам:
- специалист имеет высокую квалификацию и масштабную базу знаний, подкрепленных многолетним опытом. Это и отличает его от воспитателя ДОУ, который пользуется базовыми материалами;
- логопед проводит работу с ребенком индивидуально, уделяя все внимание во время занятия только ему. Это эффективнее, чем групповые занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста;
- специалист дает родителям рекомендации для домашних занятий. Это очень важный момент, ведь посещать логопеда несколько раз в неделю недостаточно, чтобы получить качественный и устойчивый результат.
Только опытный детский логопед сможет быстро и точно определить проблемы речи, найти эффективные способы их устранения. Поэтому необходимость в его услугах не стоит игнорировать.
Главное – подыскать квалифицированного специалиста, способного помочь и сделать это по доступной цене. Но найти хорошего логопеда или дефектолога в Зеленограде несложно.
Можно обратиться даже в профильный центр развития.
Как происходит развитие речи у детей
Чтобы добиться успеха, нужно прежде всего заинтересовать ребенка – малыш должен хотеть заниматься и делать это с удовольствием, целеустремленностью.
В этом помогут специальные средства развития речи у детей, например, игры, методики, ориентированные на нужную возрастную группу. Занятия будут проходить интересно и увлекательно. Это позволит удерживать внимание ребенка до самого завершения урока.
Малыш будет принимать активное участие в обучении, уже после первых нескольких занятий начнет показывать положительные результаты.
В сентябре 2020 года наш Центр Речи отмечает своё 18-летие работы в Зеленограде. За столь долгий срок мы успели сформировать штат высококлассных специалистов.
С нами работают дефектологи и логопеды высших категорий с применением новейших методик, таких как Нейродинамическая гимнастика и Сенсорная интеграция. Комплексный подход врачей, учителей, специальных психологов и современных технологий — основа успеха в обучение и развитии ребёнка.
За время своего существования Центр Речи помог уже более чем 2000 своих учеников поступить в лучшие школы города и начать школьный путь.
Источник: https://centrrechi.com/
Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение
Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики.
Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых.
В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.
Причины речевых расстройств
Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:
- Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
- Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
- Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
- Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка.
Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение.
И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Симптомы нарушений речи
В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:
- Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
- Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
- Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.
Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:
- Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
- Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
Речевые расстройства: классификация и виды
Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:
1- Дизартрии:
Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.
2- Дислалии:
Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:
- Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
- Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
- Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
- Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
3- Дисглоссии
Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:
- Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
- Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
- Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
- Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
- Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
- Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
4- Дисфемия
Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.
5- Афазии
Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.
- Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
- Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
- Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
- Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
- Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
- Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
- Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
6- Дислексия
Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека.
В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.
Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на дислексию прямо сейчас!
7- Специфическое расстройство речи
Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.
8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью.
В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.
Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!
9- Дискалькулия
Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины.
Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.
Диагностика нарушений речи
Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.
Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы.
Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию.
Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.
Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях
Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.
Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.
Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?
Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.
И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.
Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.
Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе
В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.
- Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
- “Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи” даёт следующие рекомендации:
• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.
С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/59f07b6448c85eea0a8266ae
Речевое развитие
Нормально развивающийся ребенок на всех этапах взросления обладает набором необходимых навыков. Отклонение от нормы рассматривается как задержка. Это относится и к речи. Не все родители выявляют тревожные симптомы самостоятельно.
Помогут в этом специалисты «Центра здоровья и развития имени святителя Луки».
Они профессионально оценят речевое развитие ребенка в Москве, назначат необходимые коррекционные мероприятия, которые проводятся как в стенах института, так и на дому у маленького пациента.
Навыки речевого развития малыша:
Родители обязаны следить не только за здоровьем малыша, но и гармоничным развитием. Ребенок должен каждый день получать новые знания, овладевать навыками. Задержка в формировании навыков речи диагностируется у малыша с трех лет.
К этому возрасту дитя умеет:
- использовать в речи около 1000 слов;
- строить предложения со всеми частями речи;
- применять падежи, рода, числа;
- пересказать простую сказку;
- проговаривать свои действия;
- не употреблять облегченных вариантов слов и звукоподражаний.
Если у ребенка в речи не наблюдается этих навыков, наши специалисты помогут в решении проблемы.
Симптомы нарушения развития речи:
Поведение малышей с отклонениями в формировании речевых навыков отличается от нормы.
Родители обязаны заподозрить проблему, заметив некоторые из перечисленных признаков:
- гипервозбудимость;
- излишняя пассивность;
- отсутствие сюжетных действий во время игры;
- не ориентируются в названии действий;
- словарный запас состоит из нескольких слов, чаще всего упрощенных;
- отсутствие интонации;
- плохо развита мелкая моторика;
- склонность к пропуску звуков и открытым слогам.
При обнаружении одного или нескольких симптомов обратитесь в наш центр для консультации со специалистами.
Решение проблемы речевого развития профессионалами центра:
Коллектив нашего центра состоит из профессионалов международного уровня. Сотрудники института имеют большой опыт работы, постоянно проходят специализации в ведущих коррекционных центрах мира.
Обследования, консультации, лечебные мероприятия обсуждаются специалистами различных направлений, что дает возможность более глубоко изучить проблемы у детей и коллегиально выбрать оптимальную тактику их решения.
Все процедуры проходят в уютной атмосфере, приближенной к домашней. Маленький пациент не испытывает дискомфорт, занятия проходят в игровой форме, не вызывая у ребенка напряжения.
Наши сотрудники работают в тесной взаимосвязи с родителями, объясняя нюансы состояния малыша и необходимость выполнения назначенных процедур для развития его центра речи.
Это даст возможность малышу вырасти гармоничной личностью и полноценно реализоваться в жизни.
Записаться на консультацию легко.
Источник: https://centrrossta.ru/rechevoe-razvitie.html
Зеленоград — Новости — Центр речи: как помочь ребёнку заговорить
Новые технологии в коррекции речевых нарушений
— Если ребёнок не разговаривает совсем, какими методами ему могут помочь заговорить в вашем Центре? Какие новые технологии использует Ваш Центр?
— Есть очень интересный метод, который у нас широко используется для стимуляции речи неговорящих детей. Это метод сенсорной интеграции, в котором задействованы все органы чувств ребёнка для того, чтобы он мог составить целостное впечатление о каком-то предмете. Можно предмет и лизнуть, и понюхать, и потрогать, и увидеть.
Например, мы используем льдинки, в которые вморожены вишенка, кусочек лимона, кусочек чеснока. Они все разного цвета. Детки опускают их в теплую воду и видят, как льдинка тает и вдруг там получается вишенка — все это создаёт у малыша яркое полное ощущение мира — насыщенного запахами, цветами, формами и тактильными ощущениями.
И эта полнота впечатлений является стимулом речи.
— Дети с нарушенной или отсутствующей речью часто неуклюжи, имеют плохую координацию. Двигательные проблемы и речь — они как-то связаны между собой?
— Да. Движение — это тоже важная часть речевой цепочки. Улучшая двигательные механизмы и координацию с помощью специальной нейродинамической гимнастики, можно и речь запустить.
— А что представляет собой эта гимнастика?
— Нейродинамическая гимнастика — это система подвижных упражнений, которая улучшает функцию вестибулярного аппарата. Она восстанавливает механизм мышечного напряжения и расслабления, лежащий в основе координации, а также развивает способности мозга соединять и обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств.
— Получается, можно специальными упражнениями восстановить те связи между органами чувств и мозгом, которые не до конца сформировались у плода во время беременности или не сложились в ходе раннего развития ребёнка?
— Да. И кроме уже названных методов есть ещё одна очень эффективная программа. Она называется «нейропсихологическая коррекция». С её помощью можно восстановить у ребёнка контакт с собственным телом, снять телесное напряжение, улучшить внимание, память.
В ходе коррекции восстанавливаются те связи, которые по каким-то причинам не сложились вовремя. Этот метод творит чудеса с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания, и задержкой психического развития, помогает неговорящим детям и малышам с расстройством аутичного спектра. Курс длится девять месяцев.
Дети не принимают лекарств, они просто выполняют телесные упражнения по определённой системе, и достигают потрясающих успехов.
Несколько специалистов нашего Центра владеют этим методом, и имеют сертификаты. Но здесь, помимо того, что есть тренер, который показывает комплекс упражнений, огромное значение имеют родительские усилия. Папы и мамы дома должны закрепить всё это с детьми, и только затем получить новое упражнение.
Источник: https://www.zelenograd.ru/news/41142/
Причины нарушений речи у детей — Логопедический центр УЛЫБКА
Узнали, что у Вашего ребёнка выявили нарушения речи? И сразу стали лихорадочно копаться в памяти, думая, откуда это и почему именно Вы столкнулись с этой проблемой?
С каждым годом она становится всё более актуальной. Темп жизни становится всё стремительнее. Взрослые не могут, а некоторые не хотят уделять время на обучение своего ребёнка речевым навыкам, общению с ним. Считают, что потом всему научат педагоги детских учреждений. Это и есть одна из причин нарушения речи, социальная.
А может, Вы готовитесь к тому, чтобы стать мамой? И, конечно, желаете здоровья и счастья будущему малышу. Тогда и для Вас будет полезна эта статья. Недаром говорят: предупреждён – значит вооружён!
- Что же нужно знать о том, что приводит к речевым отклонениям?
- основные причины речевых нарушений
- Развитие речи напрямую зависит от физиологии ребёнка: зрелости коры головного мозга, правильной работы артикуляционного аппарата и органов слуха.
- Какие негативные факторы влияют на их функционирование и в итоге приводят к задержке речи?
- Иногда это не одна, а совокупность нескольких причин.
- Различают: органические причины, при которых страдает строение центральных и периферических участков речевых механизмов; функциональные причины, когда нарушена только функция речевых механизмов.
- Первая группа причин может возникнуть на разных этапах: при внутриутробном развитии, во время родов и в младенческом возрасте.
- патологии беременности:
- – серьёзные заболевания матери со стороны сердца, почек, печени и др.;
- – аллергии и их последствия;
- – токсикоз;
- – перенесённые инфекции и вирусы (особенную угрозу представляют краснуха, вирусный гепатит, токсоплазмоз, цитомегаловирус);
- – скачки артериального давления;
- – сахарный диабет;
- – несовместимость с ребёнком по резус-фактору;
- – промежуток между беременностями меньше 1 года;
- – различные травмы и ушибы;
- – употребление никотина, алкоголя, наркотиков;
- – приём некоторых видов лекарственных препаратов; все назначения должны быть сделаны только лечащим врачом;
- – беременность до 18 лет;
- – гипоксия плода;
- – наличие стрессовых ситуаций;
- – чрезмерные физические нагрузки;
- – предрасположенность к тяжёлым генетическим и психическим заболеваниям.
- Самые тяжёлые последствия для речевой деятельности возникают при поражении мозга ребёнка в утробе матери.
- осложнения в процессе родов:
- – роды в результате кесарева сечения;
- – преждевременные роды;
- – недостаточность плаценты;
- – многоводие;
- – неправильное положение плода;
- – обвитие пуповиной;
- – недоношенность, маленький вес новорождённого (менее 1500 граммов);
- – родовые травмы;
- – асфиксия плода;
- – низкий балл по шкале Апгар.
- Разрушающее действие оказывают и заболевания, перенесённые в первые годы жизни крохи: болезни внутренних органов, нарушение обмена веществ, частые вирусные и инфекционные заболевания, нейроинфекции, опухоли мозга и др.
- Воспаление среднего и внутреннего уха как осложнение после простуды может вызывать снижение слуха – одной из важнейших составляющих формирования речи.
- Ухудшить речевую деятельность ребёнка могут черепно-мозговые травмы и последующее кровоизлияние.
Огромное влияние на речевое развитие оказывает генетика. Могут проявиться наследственные патологии в виде неправильного прикуса, короткой уздечки языка, аномалий в строении нёба и губ, врождённых дефектов речи и др.
Такие нарушения речи, как алалия (полное или частичное отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), афазия (полная или частичная потеря уже сформировавшейся речи), некоторые формы косноязычия (дислалии) вызваны органическими причинами.
Нормальной работе речевого аппарата мешают функциональные причины: негативная социально-бытовая обстановка; психотравмирующие ситуации; подражание речи взрослых, имеющих речевой дефект.
Развитие речи ребёнка происходит при непосредственном общении с окружающими его взрослыми людьми: родителями, родственниками, воспитателями, педагогами.
Начиная с первых дней жизни, они должны в течение дня разговаривать с ним.
Даже пока он не может ответить, кроха учится слышать звуки, различать голоса близких людей, улавливать эмоциональные краски разговора, реагировать на своё имя. Слыша ласковый мамин голос, малыш успокаивается.
Позже, когда ребёнок заговорил, необходимо постоянно с ним общаться: каждое действие сопровождать рассказом, расспрашивать, слушать, читать сказки, учить разговаривать с другими взрослыми и детишками.
Домашняя обстановка должна быть спокойной, мирной, комфортной, способствующей правильному речевому развитию. Недопустимо при ребёнке ругаться, выяснять отношения, кричать друг на друга и на него. Эти стрессовые ситуации отражаются на психике малыша, что может вызвать мутизм (отказ от общения вообще), заикание, замедлить процесс развития речи.
Своё отрицательное действие может оказать и общая истощённость, ослабленность организма вследствие длительных или частых болезней малыша.
В самом раннем возрасте малыш начинает подражать звукам, звукосочетаниям, словам взрослых. Поэтому их речь должна быть чёткой, внятной, с интонацией, без сюсюкания. Если же говорящий сам имеет различные дефекты речи (заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, неправильное звукопроизношение и др.), то ребёнок, подражая ему, усваивает искажённую речь.
Примерами функциональных речевых нарушений являются заикание (нарушение нормального ритма и темпа речи), дислалия (отсутствие каких-либо звуков, их искажение или замена одних другими).
Как известно, свои первые слова кто-то из детей произносит раньше, кто-то позже своих сверстников. Всё индивидуально и зависит от многих факторов. Но есть определённые возрастные нормы развития. Так, в 2 года малыш обязательно должен произносить несколько слов, в 3 года – говорить фразы.
Если Вас что-то насторожило в речи ребёнка, он мало или плохо говорит для своих лет, необходима консультация логопеда. Её целью является выявление проблем развития речи и постановка диагноза с последующей коррекционной работой по исправлению дефектов речи. К занятиям с логопедом зачастую подключают работу с психологом.
Неправильная речь ребёнка может доставить ему в будущем много неприятностей: трудности при обучении в школе, дискомфорт в общении, психологические проблемы.
Поэтому необходимо с ранних лет заботиться о правильном формировании, развитии речи и решении речевых проблем.
Источник: https://logocenter.info/prichiny-narushenij-rechi/