Как точно выявлять детей до года

Первый год жизни ребенка — едва ли не самый важный этап. Происходит дозревание органов и систем, закладывается «фундамент» здоровья на всю жизнь. Чтобы оценивать развитие малыша, своевременно выявлять отклонения и заболевания на ранних стадиях, проводятся плановые профилактические осмотры.

Как точно выявлять детей до года

Медицинские осмотры: что гласят нормативные документы?

Порядок проведения обязательных профилактических осмотров для детей всех возрастов установлен Приказом МЗ РФ N 514н от 10 августа 2017 г.

Документ вступил в силу 01.01.2018 г. Приказ регламентирует сроки прохождения, минимальный перечень исследований и осмотр специалистами на всех этапах взросления.

Мы поговорим подробнее о наблюдении за грудничком.

Медицинское наблюдение за ребенком на первом году жизни

Возраст Врачи специалисты Исследования и анализы
Новорожденный Педиатр * Проводится неонатальный скрининг на выявление патологий: врожденного гипотиреоза, муковисцидоза, фенилкетонурии, галактоземии и адреногенитального синдрома * Аудиологический скрининг
1 месяц
  • Педиатр
  • Офтальмолог (окулист)
  • Детский хирург
  • Детский невролог
  • Детский стоматолог
  1. * УЗИ органов брюшной полости и почек
  2. * УЗИ тазобедренных суставов
  3. * Эхокардиография
  4. * Нейросонография
  5. * Аудиологический скрининг
2 месяца Педиатр * Общий анализ крови (ОАК) * Общий анализ мочи (ОАМ)
3 месяца Педиатр Травматолог-ортопед Аудиологический скрининг
С 4 месяца до 11 месяцев Педиатр — 1 раз в месяц Исследования и анализы не проводятся
12 месяцев
  • Педиатр
  • Детский хирург
  • Невролог
  • Оториноларинголог (ЛОР)
  • Травматолог-ортопед
ОАК, ОАМ, электрокардиография (ЭКГ)

Осмотры специалистами

На первом году жизни малыш находится под пристальным вниманием врачей: контролируется развитие, даются рекомендации по питанию, назначается лечение при выявлении заболеваний и др.

Как точно выявлять детей до года

Педиатр

Является главным доктором в жизни каждого ребенка.

В роддоме

Кроха осматривается неонатологом сразу после рождения, затем — ежедневно на протяжении всего периода нахождения в родильном доме. Врач следит за адаптацией малыша к новым условиям жизни, исключают врожденные или наследственные заболевания, при необходимости назначает лечение.

Как точно выявлять детей до года

  1. После выписки из роддома за ребенком наблюдает педиатр:
  2. * на первом месяце жизни доктор осматривает малыша на дому;
  3. * начиная с возраста 1-го месяца, вы с ребенком ежемесячно посещаете врача в поликлинике.
  4. Осмотры педиатром дома на 1-ом месяце жизни

Врач оценивает общее состояние малыша и определяет его группу здоровья. Доктор дает советы по грудному вскармливанию, закаливающим и гигиеническим процедурам, проводит беседы по грудному вскармливанию. Если выявляются заболевания, назначает лечение.

Ежемесячное посещение педиатра в поликлинике

Во время каждого профилактического осмотра у ребенка измеряется рост и вес, окружность головы и груди, оценивается состояние большого родничка и черепных швов.

Как точно выявлять детей до года

Педиатр осматривает кожные покровы, при помощи фонендоскопа слушает легкие и сердце у крохи. Определяет группу здоровья, соответствие физического и психического развития возрасту малыша. Выявляет вероятность развития у ребенка тех или иных заболеваний.

Вы получаете рекомендации по питанию, введению прикорма согласно возрасту, массажу, гимнастике и упражнениям.

Педиатр оценивает приобретаемые ребенком навыки на первом году жизни: умение удерживать головку, сидеть, ползать и ходить, гулить, произносить слоги и слова, самостоятельно кушать.

Как точно выявлять детей до года

Окулист

Проверяет, как ребенок фокусирует взгляд на предметах, проходимость носослезных каналов и исследует глазное дно.

Детский хирург

Своевременно диагностирует паховую или пупочную грыжу, дисплазию тазобедренных суставов.

Осматривает половые органы. Выявляет у мальчиков некоторые заболевания: фимоз (сужение крайней плоти — складки кожи, прикрывающей головку полового члена), крипторхизм (неопущение яичка в мошонку) и/или водянку яичек.

Детский невропатолог

Проверяет рефлексы и приобретаемые малышом навыки, определяет мышечный тонус и выявляет возможные двигательные нарушения.

Оценивает состояние черепных швов, большого и малого родничков, соответствие нервно-психического развития возрасту ребенка.

Травматолог-ортопед

Следит за развитием костно-мышечной системы малыша. Исключает или выявляет дисплазию тазобедренных суставов, врожденную мышечную кривошею, косолапость и другие патологии. При своевременной диагностике эти состояния, как правило, хорошо поддаются безоперационному лечению.

Детский стоматолог

Проверяет состояние уздечки языка — складки слизистой оболочки полости рта, которая служит дополнением для прикрепления языка ко дну ротовой полости. Иногда уздечка бывает укороченной, что может привести к нарушению сосания, глотания, жевания, произношения звуков и дикции. Если уздечка укорочена, ее подрезают.

Оториноларинголог

Осматривает ребенка для выявления врожденных аномалий развития носовой и ротовой полости, глотки, ушной раковины, наружного и среднего уха.

Исследования и анализы

Проводятся для диагностики многих заболеваний на ранних стадиях и врожденных аномалий развития.

Как точно выявлять детей до года

Общий анализ крови

Помогает выявить анемию, воспаление в организме, нарушения свертываемости крови.

Общий анализ мочи

Позволяет оценить работу почек, обнаружить воспаление в мочевыводящих путях, заподозрить некоторые заболевания (например, сахарный диабет).

Подробнее об ОАК и ОАМ

Аудиологический скрининг

Исследуется слух при помощи специального прибора. Выполняется в роддоме на 3-4-ый день жизни или перед выпиской.

Если по какой-либо причине скрининг не пройден в роддоме либо были обнаружены нарушения слуха, ребенок выписывается с рекомендациями о проведении аудиологического скрининга в поликлинике.

При повторном выявлении нарушений слуха, ребенок направляется в сурдологический центр для дополнительного обследования и назначения лечения (слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом). Цель: вовремя провести коррекцию, чтобы не допустить отставания малыша в речевом и психическом развитии.

Неонатальный скрининг

Набирается кровь из пятки на 4 сутки жизни у доношенных детей, на 7 сутки — у недоношенных малышей. Если по каким-либо причинам скрининг не был проведен в роддоме либо данные отсутствуют, тест выполняется в поликлинике до возраста 1 месяца.

  • Исследование позволяет диагностировать пять тяжелых заболеваний: врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, галактоземию и адреногенитальный синдром.
  • При своевременном обнаружении недугов и назначении лечения (лекарственных препаратов, соблюдения диеты), дети развиваются нормально.
  • Подробнее о неонатальном скрининге

Нейросонография

Проводится исследование головного мозга при помощи УЗ аппарата через большой родничок. Безболезненный и безопасный метод помогает выявить кисты головного мозга, внутричерепные травмы, кровоизлияния в головной мозг, аномалии развития головного мозга.

Про роднички можно почитать здесь

УЗИ внутренних органов и почек

Метод дает возможность заглянуть внутрь организма. Осматривается печень, селезенка, поджелудочная железа, желчный пузырь и его протоки, почки и мочевой пузырь. Исследование помогает определить размеры, оценить функцию и выявить врожденные аномалии развития внутренних органов.

УЗИ тазобедренных суставов

Проводится для своевременной диагностики дисплазии тазобедренных суставов — неправильного развития, которое может привести/привело к вывиху или подвывиху головки бедренной кости (врожденному вывиху бедра).

Электрокардиография

Позволяет регистрировать импульсы, возникающие при работе сердца, которые записываются на бумагу в виде зубчатого графика.

При помощи ЭКГ можно выявить нарушения сердечного ритма, образования и проведения импульса.

Как точно выявлять детей до года

Наблюдение за ребенком на первом году жизни: где лучше?

Плановые медицинские осмотры проводятся бесплатно в поликлинике по месту жительства — неоспоримое преимущество.

Однако при этом вам с ребенком придется простоять не один час в очередях, даже если ведется предварительная запись.

Кроме того, поликлинику посещают не только здоровые, но и больные взрослые/дети. Ваш малыш может столкнуться, например, с вирусной инфекцией, а очередной ежемесячный профилактический осмотр рискует обернуться появлением температуры, насморка и кашля у ребенка.

При обращении в частный медицинский центр сводится к минимуму дискомфорт для малыша и родителей, отсутствуют утомительные очереди, можно выбрать удобное время для посещений.

На основе стандартной программы наблюдения разрабатывается индивидуальный подход к каждому ребенку. Малыш получает личного педиатра, с которым можно проконсультироваться 24 часа в сутки.

P. S. Приказ МЗ РФ регламентирует обязательный минимум медицинских осмотров. Если выявляются отклонения, назначаются дополнительные исследования и консультации специалистов, не входящих в общепринятую схему наблюдения.

  1. Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
  2. врач-ординатор детского отделения
  3. фото: globallookpress.com
Как точно выявлять детей до года В Медицинском центре «Здоровая семья» профессиональная команда педиатров и детских специалистов. Индивидуальное наблюдение за каждым малышом, плановые осмотры, календарь прививок и обследований — в комфортной обстановке без стрессов и очередей. Наше отделение педиатрии включает в себя прием высококвалифицированных специалистов разных направлений: педиатр, аллерголог-иммунолог, детский гинеколог, уролог, невролог, хирург-ортопед, ЛОР-врач, детский врач УЗ-диагностики, массажист, а также современное оборудование и УЗИ экспертного класса. По-настоящему персональный подход и внимание к каждому пациенту создадут атмосферу домашнего уюта и комфорт посещения! МЦ «Здоровая семья» ул. Фучика, 3 тел.: 243-53-03, 219-30-50 WhatsApp: +79222030450 ЗАПИСАТЬСЯ www.zs-mc.ru https://vk.com/medcentrzdorovayasemia Реклама Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/9680-rebenok-do-goda-programma-nablyudeniya-i-grafik-poseshcheniya-vrachey.html

Как точно выявить у детей до года признаки ДЦП

В понятие «детский церебральный паралич» входит целый комплекс патологических синдромов, связанных с поражением отдельных зон головного мозга. Вследствие этого у детей с ДЦП нарушена способность нормально двигаться.

Чаще церебральными параличами страдают мальчики, и выражена болезнь у представителей сильного пола сильнее. Признаки ДЦП заметны у новорождённого крохи или проявляются в период до года.

Заболевание не прогрессирует, а если применяется правильное лечение, то состояние ребёнка во многих случаях улучшается.

Причины ДЦП у детей

Диапазон причин того, почему рождаются дети с ДЦП, довольно широк. Большинство из них связаны с тем, что на нормальное внутриутробное развитие плода воздействуют патогенные факторы.

Главные причины ДЦП у новорожденных:

  1. Недоношенность (вследствие гипоксии и слабого развития всех органов). У 40 процентов детишек, появившихся на свет раньше срока, есть те или иные признаки заболевания.
  2. Несовместимость показателей крови у мамы и малютки (гемолитическая болезнь новорожденного).
  3. Острые и хронические недуги беременной женщины. Это может быть гипертония, ожирение, сахарный диабет, но опаснее всего вирусные инфекции: краснуха, ветрянка, токсоплазмоз, герпес.
  4. Прием сильнодействующих фармацевтических средств, а также наркомания, алкоголизм, курение.
  5. Нарушение протекания беременности – сильные токсикозы, стрессы, отсутствие нормального питания и двигательной активности.
  6. Тяжелые роды из-за дефектов в строении таза женщины, неправильного положения плода, а также стремительный или чересчур затяжной процесс появления на свет малютки, асфиксия или аспирация околоплодными водами.

К неблагоприятным факторам относят и наследственность. Чем ближе родство с человеком, страдающим подобным недугом, тем больше риск развития подобных нарушений у новорожденного.

Возникновение болезни возможно не только во внутриутробном периоде, но и в возрасте до года. Оно связано с функциональными нарушениями дыхательной системы и щитовидной железы, травмами головы, а также с интоксикацией билирубином (при сильной желтухе).

Признаки ДЦП у ребенка

Симптомы заболевания различаются в зависимости от тяжести деформации мозговых центров и от расположения пораженных участков. К наиболее часто встречающимся признакам относятся:

  • Парезы;
  • Деформация конечностей и костей скелета и связанные с ней боли;
  • Нарушение осанки и тонуса мышц;
  • Проблемы с проглатыванием пищи;
  • Отсутствие интереса у новорожденного к игрушкам;
  • Снижение функций органов слуха и зрения;
  • Гидроцефалия;
  • Хаотичные движения конечностями;
  • Гипотериоз;
  • Задержка роста;
  • Избыточная или, наоборот, низкая масса тела;
  • Судорожный синдром.

Груднички с такой патологией долго не могут самостоятельно поворачиваться и держать головку. Все признаки недуга обычно заметны уже на первых месяцах жизни крохи.

Формы заболевания

Как точно выявлять детей до года

Как может проявляться болезнь:

Форма Пораженный участок Характерные признаки
Спастическая диплегия Зоны мозга, отвечающие за моторные функции конечностей. Двигательные нарушения в ногах и руках, при этом первые поражаются сильнее, чем вторые.
Атонически-астатическая Мозжечок. Проблемы с координацией движений и равновесием, атония мышц.
Гемипаретическая Подкорковые и корковые центры одного из полушарий, регулирующие двигательную активность. При проблемах в левом полушарии развивается правосторонний гемипарез, то есть частичный паралич мышц тела, и наоборот.
Гиперкинетическая Подкорковые центры мозга. Непроизвольные и неконтролируемые движения во время волнения либо утомления. Часто сочетается со спастической диплегией.
Двойная гемиплегия Одновременно оба полушария. Наиболее тяжелая форма. Жизнь таких малышей зависит от их родных. Двигательное, речевое и психическое развитие затруднено.

Большинство видов ДЦП обнаруживаются сразу после рождения. Но иногда болезнь проявляется позже: в начальной остаточной форме (в 6–24 месяца) и поздней остаточной – после двух лет.

Эффективные диагностические методики

Как точно выявлять детей до года

Особенно важно наблюдение за детьми из группы риска: недоношенными, инфицированными матерью, получившими родовую травму или заболевшими желтухой.

При обнаружении тревожных симптомов назначается аппаратная диагностика – УЗИ головного мозга, электронейрография, электромиография, электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография.

Наблюдение за малышом переходит под ответственность невропатолога. Дополнительно могут потребоваться консультации отоларинголога, офтальмолога, психиатра, эпилептолога.

Важно дифференцировать патологию от индивидуальных особенностей крохи. У некоторых малышей до шести месяцев наблюдается легкая дрожь подбородка и рук, высокий тонус конечностей. В норме такая возбудимость бесследно исчезает, когда кроха начинает ползать и вставать на ножки.

Реабилитация детей с ДЦП

Как точно выявлять детей до года

В комплекс мероприятий обязательно должна входить лечебная гимнастика. ЛФК для детей с ДЦП разрабатывает врач индивидуально для юного пациента. То же самое касается и массажа. Процедуру должен выполнять специалист, домашний вариант может навредить.

Читайте также:  Болит челюсть возле уха при жевании: почему

Реабилитационная программа обязательно включает физиопроцедуры:

  • Оксигенобаротераию;
  • Бальнеотерапию и грязелечение;
  • Электростимуляцию;
  • Электрофорез.

Как точно выявлять детей до года

Развитие мелкой моторики у детей лучше проводить в игровой форме, используя интересные, яркие предметы. Сюда может входить собирание конструкторов, рисование и раскрашивание, изготовление поделок из природных материалов.

Важно! В дальнейшем ребенку также потребуются занятия с логопедом для нормализации речевой функции.

Избежать патологических поз и последующего развития контрактур (полной неподвижности суставов) помогают технические средства реабилитации для детей с ДЦП. Это могут быть бандажи, шины, лонгеты, вертикализаторы. Для расширения двигательных возможностей используют костыли, ортопедические обувные вставки, ходунки.

В сложных случаях требуется детская инвалидная коляска. Сейчас производят различные модели подобной медтехники – домашние, прогулочные, реабилитационные. Коляска для детей с ДЦП может быть оснащена столиком для еды и занятий творчеством, а также особыми приспособлениями для разгрузки мышц.

Медикаментозное лечение и помощь хирургов

Как точно выявлять детей до года

Важно! Если у малыша случаются эпилептические припадки, необходимо лечение противосудорожными средствами. При сильных болях назначают анальгетики и транквилизаторы.

Хирургическое лечение применяют в тех случаях, когда консервативные методы бессильны. Это может быть операция на мозге для устранения неврологических дефектов. Спинальная ризотомия помогает снять гипертонус мышц, приводящий к сильной боли. Для стабилизации скелетной структуры возможна пересадка сухожилий либо костей, чаще всего на искривленных конечностях.

Детский церебральный паралич – заболевание хроническое, но не прогрессирующее. При правильно выбранной терапии возможны заметные улучшения двигательных возможностей ребенка.

Но из-за неподвижности мышц и суставов недуг способен привести к патологическим последствиям: кровоизлияниям, проблемам с принятием пищи, соматическим болезням. Поэтому такой малыш требует постоянного ухода.

Важно также адаптировать особенного ребенка в социуме, чтобы он мог получать удовольствие от жизни, как и здоровые детки.

Источник: https://lechenie-baby.ru/deseases/nervous-diseases/priznaki-dtsp.html

Развитие ребенка по месяцам до года — нормы развития ребенка от 0 до 1 года

Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.   

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации.

За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов.

Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента.

Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Как точно выявлять детей до года

Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Как точно выявлять детей до года

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты.

Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол.

Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Как точно выявлять детей до года

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;

Источник: https://AguLife.ru/calendopedia/pervyi-god-zhizni-rebenka-etapy-razvitiya

Обследование ребенка от рождения до года

Первый год жизни малыша полон ярких событий, удивительных открытий и посещений поликлиники.

Посещение врача — то еще удовольствие для ребенка и его родителей: отсутствие записи, длинные очереди. Порой на одном из этапов посещения специалистов у родителей закрадывается мысль: а может, и не надо ходить в больницу? Зачем ребенку проходить врачей, если у него ничего не болит?

Читайте также:  Что вы делаете в домашних условиях?

А правда, зачем до года ребенку надо постоянно посещать педиатра и множество узких специалистов?

В первый год жизни ребенок активно растет и развивается. Происходит совершенствование всех органов и систем, организм быстро растет и из новорожденных 50-59 см превращается в 75-85 сантиметрового человечка.

Вместе с ним увеличиваются и органы, что изменяет их работу и потребности.

С каждым месяцем вы находите в своем малыше что-то новое: он учится переворачиваться, ползать ходить.

Вместо грудного молока или адаптированной смеси он начинает есть «взрослую пищу». Эти изменения сказываются и на работе всех систем и органов — по другому начинает работать пищеварительный тракт, мочевыделительная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы; развивается опорно-двигательный аппарат.

Первые 52 недели в жизни младенца — самые важные и удивительные! Поэтому именно в первые 12 месяцев малыша необходимо тщательно наблюдать за его развитием и здоровьем — этим и занимаются врачи каждый месяц на протяжении целого года. Ведь какое-либо нарушение легче предупредить или вылечить на ранней стадии, чем спустя несколько лет.

Обследование ребенка в роддоме

  • Непосредственно после появления малыша на свет, его осматривает неонатолог — специалист по новорожденным.
  • Ребенка измеряют: определяют рост, вес, окружность головы и грудной клетки.
  • Это делают для определения возможных внутриутробных патологий, чтобы как можно скорее при их наличии приступить к лечению.

Чтобы удостовериться, что малыш практически здоров и не нуждается в специализированной помощи, доктор определяет критерии его развития по шкале АПГАР:

  • Наличие врожденных рефлексов
  • Цвет кожных покровов
  • ЧДД
  • Тонус мышц
  • Пульс
  1. Если по шкале Апгар новорожденный набрал 7-10 баллов (как правило, десять баллов ставят редко — только 9), то его отправляют в отделение новорожденных для взятия анализов, а затем — к маме в послеродовую палату, если в роддоме не предусмотрены другие правила.
  2. Если новорожденный по шкале Апгар имеет менее семи баллов, то, вероятно, ему требуется реанимационная помощь.

Что еще делают в роддоме ребенку?

У крохи берут:

  • кровь из пуповины для определения группы крови и резус-фактора
  • кровь из пятки (пяточный тест) в качестве скрининга врожденных патологий.

Почему берут кровь из пятки? Все просто: вену на руке у новорожденного найти трудно, а взять из нее кровь — еще труднее. Поэтому и проводят пяточный тест.

Из пуповины кровь для скрининга не берут: он проводится на третий день после родов при учете, что по шкале Апгар было поставлено более семи баллов.

  • Всем без исключения проводят аудиоскрининг. Также желательно делать УЗИ сердца (эхокардиограмму), однако не во всех родильных домах имеется такая возможность.
  • Еще в роддоме в первый день малышу делают клинический анализ крови и общий анализ мочи.

До месяца ребенка наблюдает еженедельно участковый врач-педиатр и медсестра — это, так называемый, патронаж на дому.

Он необходим:

  1. чтобы выяснить, в каких условиях будет жить новорожденный;
  2. научить маму обращаться с ребенком, подсказать ей необходимую информацию по уходу;
  3. проконтролировать грудное вскармливание или помочь с выбором адаптированной смеси;
  4. следить за здоровьем и развитием младенца в течение месяца — ведь такого кроху не стоит носить в поликлинику, где так много инфекции для неокрепшего иммунитета.

Педиатр в первое посещение новорожденного записывает данные родителях:

  • возраст
  • место их работы
  • состояние здоровья: мамы и папы, а также ближайших родственников. Это необходимо для определения наследственных патологий, которые могут развиться у малыша и предупреждения их возникновения.

В последующие визиты педиатр и медсестра еженедельно осматривают новорожденного, определяют прибавку в весе, осматривают кожные покровы, контролируют развитие крохи.

И уже через месяц после рождения ребенка должно произойти первое посещение поликлиники.

Обследования в 1 месяц

Как точно выявлять детей до годаОбследования ребенка до года.

В первый месяц жизни малыша нужно показать следующим специалистам:

  • Невропатолог
  • Врач-хирург
  • Оториноларинголог
  • Травматолог-Ортопед
  • Офтальмолог

Эти врачи проконтролируют состояние здоровья младенца, определят, нет ли врожденных патологий развития — ведь сразу после рождения выявить их не всегда есть возможность.

В качестве дополнительных исследований всегда назначают:

  • Нейросонографию это исследование головного мозга помогает выявить врожденные пороки развития, возможность повышения внутричерепного давления.
  • УЗИ суставов (их врач функциональной диагностики может и не сделать — ведь в 1 месяц жизни ребенка это исследование не показательно) — преимущественно назначают УЗИ тазобедренных суставов для исключения дисплазии, вывихов и подвывихов.
  • УЗИ органов брюшной полости — обследуют правильность развития и расположения органов.

Важно: желательно перед посещением специалистов сделать все исследования, чтобы при наличии отклонений от нормы доктор смог сразу подсказать решение проблемы.

После визитов к узким специалистам малыша следует показать участковому педиатру.

Ежемесячно он будет:

  • определять физические параметры тела младенца;
  • проводить аускультацию сердца и легких;
  • проводить осмотр кожных покровов и пальпацию органов брюшной полости.

При наличии каких-либо патологических изменений педиатр назначит дополнительное обследование и лечение.

Каких врачей проходят в 2 месяца?

Рекомендован только осмотр педиатра.

Каких врачей нужно пройти в 3 месяца?

В трехмесячном возрасте крохе предстоит сделать серьезную прививку — АКДС, которая может дать осложнения при наличии противопоказаний к введению вакцины.

Поэтому в 3 месяца ребенка обследуют:

  • невропатолог
  • хирург-ортопед
  • участковый педиатр.

Перед посещением врачей нужно сдать:

  • общий анализ мочи;
  • клинический анализ крови.
  • А при необходимости — сделать повторно УЗИ головного мозга и УЗИ сердца.

Кроме того педиатр на приеме осматривает рубец от БЦЖ, отмечает наличие навыков у младенца, которыми он должен обладать в трехмесячном возрасте.

Если все в порядке, проводится первая из трех прививка АКДС и вакцинация против полиомиелита. Через полтора месяца вам придется вновь посетить педиатра перед второй прививкой АКДС.

В 4 и 5 месяцев ребенка осматривает только педиатр при условии, что нет показаний к дополнительным обследованиям.

Каких врачей пройти в 6 месяцев

  1. Полугодовалый малыш должен обязательно пройти осмотр хирурга, который определит, нет ли патологий органов брюшной полости, даст оценку развитию наружных половых органов.

  2. В полгода ребенку нужно снова взять общий анализ мочи и клинический анализ крови (ведь вслед за растущим организмом изменяются и его потребности, а значит, и показатели: например, может возникнуть анемия).

  3. Стандартно для каждого месяца — осмотр у педиатра и проведение вакцинации по календарю прививок (календарь можно посмотреть ЗДЕСЬ).
  4. Обследование ребенка в 7 месяцев и 8 месяцев.
  5. Если нет патологий, малыша нужно показать только участковому педиатру.

  6. Он:
  • измерит окружность грудной клетки и головы;
  • осмотрит родничок;
  • проведет аускультацию легких и сердца;
  • осмотрит зев и посчитает количество появившихся зубов.

Каких врачей проходить в 9 месяцев?

Обязательно нужно показать ребенка стоматологу. Он:

  • определит, насколько хорошо происходит процесс прорезывания зубов;
  • не короткая ли уздечка (в будущем она может повлиять на развитие речи ребенка);
  • даст рекомендации по гигиене ротовой полости, поможет подобрать щетку и зубную пасту.

Также в 9 месяцев нужно пройти ортопеда и участкового педиатра, сдать анализы крови и мочи. Очередная сдача анализов связана с введением прикорма (особенно важно в этот период следить за работой почек, ведь малыш теперь получает с прикормом больше белка), а также с физиологическим изменением параметров крови и возможным падением уровня гемоглобина.

В 10 и 11 месяцев малыша осматривает только педиатр.

Каких врачей проходят в год?

В 12 месяцев ребенку и его родителям предстоит важное и большое обследование.

Нужно отнестись к нему ответственно, ведь здоровье малыша — это самое главное!

В год ребенку нужно пройти:

  • Стандартно — педиатра
  • Оториноларинголога
  • Офтальмолога
  • Невропатолога
  • Уролога (а девочкам — гинеколога)
  • Хирурга
  • Психиатра (обычно осмотр этого доктора носит символический характер и нужен больше для отметки в карте развития ребенка)
  • При необходимости — ортопеда.

Обследования ребенка в год:

  1. Электрокардиограмма
  2. Клинический анализ крови и глюкоза крови
  3. Копрограмма и исследования кала на паразитов
  4. Общий анализ мочи
  5. При необходимости — УЗИ сердца, головного мозга и брюшной полости.

Также в год малышу проводят пробу Манту (подробнее об этом читать ЗДЕСЬ) и оценивается рубец БЦЖ.

Прививки делают согласно национальному календарю прививок.

Если у ребенка не выявлено никаких патологий развития, следующий год он наблюдается врачом педиатром 1 раз в три месяца.

К сожалению, те привилегии, которыми пользовались родители малышей до года (посещение специалистов без записи и очереди) больше не распространяются на «годовасиков». Впрочем, обследования ребенка после года не частые и проводятся, в основном, по показаниям.

Источник: https://yastalamamoi.ru/articles/neobkhodimoe-dlya-rebenka/obsledovanie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-goda

Развивающие занятия с детьми до года

Ошибочно полагать, что в младенчестве ребенку требуется внимание лишь в физиологических потребностях и родительской любви. Развитие начинается с первых минут жизни новорожденного, поэтому важно постоянно заниматься с малышом, начиная с первого месяца его появления на свет.

Занятия с детьми до года тренируют психологическую, умственную и физическую деятельность, помогают быстрее адаптироваться к внешнему миру, укрепляют взаимоотношения и приносят массу позитивных эмоций. Задача каждого родителя не ускорить естественный рост малыша, а стимулировать его интерес к окружающей среде и желание учиться новому.

Что такое раннее развитие

По сути, ранее развитие – это нормальное развитие, каким оно должно быть. Разумеется, каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе, но не стоит забывать о возрастных нормах. К ним в первую очередь относится время, когда ребенок должен уметь сидеть, стоять, ходить, бегать, а также рисовать, читать и писать.

Нужно помогать учиться малышу, приступая к занятиям своевременно, а не тогда, когда по возрасту ему уже нужно уметь, а он не умеет.

Если ежедневно уделять время на развивашки, подбирать их по возрасту, ребенок будет развиваться интенсивнее. В конечном итоге такие дети разительно отличаются от сверстников, с которыми не занимались, они сообразительнее, изобретательнее, лучше запоминают и контролируют свое тело. И речь идет о малышах в возрасте до 1 года.

Мифы о раннем развитии малышей до года

К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.

Стереотип Реальная картина
Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья.
Западная «модная» концепция Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования.
Нет необходимости Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.
Дорого Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы.
Дети лишаются детства Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях.
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка.
Читайте также:  Висмут - применение в медицине, препараты его содержащие

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения. Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз. Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм.

Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев

Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.

Первый месяц

Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях.

Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука.

Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову.

Наблюдение – привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 25 см от новорожденного, и неспешно водите ней в разные стороны.

Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.

Второй месяц

Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама. Внимание уже концентрируется дольше.

Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.

Тактильные занятия – гладьте ладошки и пальцы ребенка разными на ощупь материалами для усовершенствования осязания. Хорошо подходят для таких упражнений грубая вязка, трикотаж, мех, шелк.

Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.

Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.

Третий месяц

Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.

Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.

Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой. Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания.

Приучение к музыке – включите детскую песенку, хлопайте в ладоши в такт музыке, медленно кружите в танце.

Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.

Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки. Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки).

Возьми-отдай – в руку малышу по очереди вкладываются разные по фактуре предметы. Дайте ему возможность изучить каждый из них, после чего осторожно забирайте, одновременно предлагая другой (обмен).

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней. Это упражнение на внимание и эмоции – смех.

Попрыгун – поддерживая малыша в вертикальном положении, имитируйте прыжки. Но ни в коем случае не ставьте грудничка на ножки.

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

Имитация полета – новорожденного придерживают, в том числе под грудь, и раскачивают в воздухе на разной высоте.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Тактильные книги – их можно делать самостоятельно, использую разные ткани, пуговицы, другие мелкие предметы, которые ребенок трогает пальчиками.

Источник: https://smrebenok.ru/razvitie-rebenka/zanyatiya-do-goda.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]