Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными.
В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение.
По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.
В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.
Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.
Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:
- Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
- Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.
В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.
Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:
- Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
- Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
- Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
- Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
- Не формируется образное мышление.
- Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
- Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
- Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
- Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
- Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
- Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
- Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
- Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.
Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.
Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.
Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.
Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.
Малыш проходит через ряд процедур:
- МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
- осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
- рутинные анализы мочи, крови;
- исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.
После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.
Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.
Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.
Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.
Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:
- лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
- регулярные сеансы с психологом;
- обучение в специализированных детских садах, школах;
- соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
- повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
- касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
- регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.
В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Источник: https://newneuro.ru/priznaki-autizma-u-rebenka-3-let/
Аутизм у детей: признаки и симптомы детского аутизма
Особенности детского аутизма
Несмотря на то, что число детей с диагностированным аутизмом увеличивается с каждым годом, причины развития расстройства аутистического спектра (РАС) не выявлены до сих пор. Единственный факт, на котором сходятся современные исследователи, состоит в том, что аутизм провоцирует не какая-либо отдельная причина, а целый комплекс различных факторов.
Возможные причины аутизма у детей, признанные на сегодняшний день, таковы:
- поздний возраст родителей (или одного родителя – особенно отца);
- расстройства аутистического спектра в семейном анамнезе;
- рождение ребенка в многодетной семье (7–8 и более детей) одним из последних. При этом результаты некоторых исследований также подтверждают и высокий риск рождения первенца-аутиста;
- некоторые заболевания матери в период вынашивания плода: краснуха, ветряная оспа, корь, цитомегаловирус, ожирение и др. Также одним из факторов риска считается агрессивное химическое воздействие на организм мамы во время беременности – особенно препаратами талидомидом и вальпроатом.
Кроме того, к предполагаемым факторам, способным спровоцировать РАС у малыша, относятся и такие, как:
- наличие детского церебрального паралича (ДЦП);
- генетические аномалии (особенно среди генов, отвечающих за синаптические связи), синдромы Ангельмана и ломкой Х-хромосомы;
- нарушения обмена веществ, гормональные сбои;
- инфекции вирусной или бактериальной природы;
- отравление антибиотиками или ртутью (в том числе при детской вакцинации);
- органическое поражение центральной нервной системы в результате энцефалита, неправильного развития некоторых отделов мозга и др.
- травмы, полученные в процессе родов;
- черепно-мозговые травмы (ЧМТ);
- врожденная «хрупкость» эмоций.
Первые признаки аутизма у детей могут проявиться как до достижения ребенком возраста 2 лет (ранний детский аутизм – РДА), так и в период 2–11 лет (детский) либо 11–18 лет (подростковый).
Симптоматика состояния различается в зависимости от возраста – это касается не только стабильных признаков, но и изменяющихся в процессе взросления.
Признаки аутизма у подростков проявляются сильнее, чем в раннем возрасте, и лечение, как правило, занимает более длительное время.
Как диагностируется детский аутизм?
Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.
Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.
В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.
В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.
У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:
- тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
- тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
- тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).
В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:
- при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
- при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
- ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.
Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры.
У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга. Поэтому, если перечисленные параметры меняются с повышенной скоростью, то в будущем у ребенка, вероятно, появится и аутистическая симптоматика.
Кроме того, что такое атипичный аутизм у детей и как он проявляется, может сказать только специалист.
Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:
- явный дефицит социального взаимодействия;
- повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
- нарушенная коммуникация с окружающими людьми.
Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности».
В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы. Поэтому, если вы замечаете какие-либо настораживающие нюансы в поведении своего маленького сына или дочери – постарайтесь как можно быстрее обратиться к детскому психологу, не теряя драгоценного времени.
Стоит помнить, что методики лечения аутизма дают больший эффект именно в раннем возрасте.
Интеллект при детском аутизме
Аутизм у детей отражается на уровне интеллекта по-разному – от низкого до нормального или даже высокого интеллектуального развития. Некоторое количество аутистов (0,5–10%) обладают великолепными способностями в каких-либо узких областях – музыке, живописи, науках и т. д.
Вряд ли кто-то не слышал о таких выдающихся людях с аутизмом, как Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман, Мария Кюри, Билл Гейтс, Вольфганг Амадей Моцарт.
Разумеется, не всем «детям дождя» свойственны какие-то «сверхталанты», но во многих случаях к их сильным сторонам можно отнести следующие:
- выраженная способность к мышлению зрительными образами;
- обостренное чувство направления;
- отличная долговременная память;
- умение детально понимать различные последовательности, правила, теории;
- гиперлексия – понимание письменного языка в очень раннем возрасте (многие аутисты обучаются читать и/или писать раньше, чем говорить);
- художественные, математические или музыкальные способности, высокие навыки работы с компьютером, талант к конструированию.
Дети с аутизмом умеют полностью сосредотачивать свое внимание на каком-либо занятии. Одна из главных задач родителей – поиск и правильное развитие полезных навыков и талантов аутичного ребенка, вне зависимости от уровня его интеллекта.
Сегодня специалисты по изучению РАС все чаще склоняются к мнению, что аутизм не является ни психическим заболеванием, ни, тем более, однозначной интеллектуальной недостаточностью. Мозг человека в данном случае перерабатывает информацию не так, как «принято», но назвать какой-то из этих двух способов лучшим или худшим невозможно – они просто разные.
Оценка интеллекта ребенка затрудняется, если он не идет на контакт с незнакомым человеком. При этом особенно непросто оценить интеллектуальные способности маленького аутиста, когда он не обладает сформированной речью. В таких случаях специалисты работают с данными, полученными при наблюдении за ребенком, рассказами его родителей и т. д.
Результаты тестовых (психометрических) оценок интеллекта трактуются с учетом возможных искажений, связанных с затрудненным контактом. Не существует ни одного «теста на интеллект» для аутичных детей, который дал бы достоверные данные после первого же использования.
Наиболее корректная оценка возможна лишь при условии длительного наблюдения за подопечным.
В большинстве случаев самое адекватное представление об уровне интеллекта ребенка можно составить в процессе его развития, обучения и закономерного улучшения коммуникативных способностей.
Симптомы и признаки аутизма у детей
Общие признаки детского аутизма включают в себя следующие особенности:
- ограниченное поведение — когда ребенок слишком сильно фокусируется на каком-либо предмете или видеоматериале, не замечая больше ничего вокруг себя;
- компульсивное поведение — когда малыш стремится расположить предметы в строго определенном порядке;
- повторяющиеся (стереотипные) бесцельные движения – раскачивание, вращение головой, бег по кругу, махание руками;
- ритуалы – совершение повседневных действий в единственном порядке и в строго определенное время (например, ребенок требует одной и той же пищи, надевает одну и ту же одежду/обувь каким-то определенным способом и т. д.);
- протест против любых перемен в привычном укладе жизни — малыш может начать кричать из-за переложенных в другое место игрушек, передвинутого стула и т. д.;
- отсутствие эмоционального контакта с другими людьми, включая родителей — дети не хотят сидеть на руках, избегают зрительного контакта, не улыбаются и в целом будто не замечают людей;
- аутоагрессия (самоповреждение), вспышки гнева, судорожный синдром, расстройство пищевого поведения, бессонница и др.
Характерная симптоматика различается в зависимости от возраста – так, у маленьких детей признаки РАС будут менее выражены и/или выглядеть иначе, чем, например, у детей 10 лет и старше.
Признаки аутизма у новорожденных и детей до года
В полной мере аутизм может проявиться далеко не сразу после рождения ребенка, а лишь к 1,5–3 годам (атипичный аутизм – после 3 лет). В некоторых случаях у новорожденных и у детей до года могут наблюдаться следующие особенности:
- ребенок не радуется и не оживляется при виде родителей, не улыбается, видя их или красивые игрушки и т. д. (отсутствие так называемых «комплекса оживления» и «социальной улыбки»);
- отсутствие зрительного контакта;
- отсутствие указательного жеста;
- повышенная или наоборот слишком низкая чувствительность к одному или нескольким видам внешних раздражителей – свет, звук, прикосновения.
Малыш с аутизмом в 7–10 месяцев может не реагировать на свое имя, не изучать предметы руками и не тянуть их в рот. Дети-аутисты, достигшие года, не пытаются подражать окружающим, никак не реагируют на слово «нельзя», не умеют находить спрятанные предметы на видном месте.
При выявлении каких-либо из перечисленных признаков следует немедленно обратиться к специалисту – ведь чем раньше будет начата коррекционная терапия, тем эффективнее малыш адаптируется к дальнейшей жизни.
Признаки аутизма у детей 2–3 лет
У детей 2 лет и далее у детей 3 лет спектр аутистических признаков расширяется, дополняясь такими особенностями:
- другие дети не вызывают никакого интереса у малыша;
- поведение может резко колебаться от гиперактивности до полной пассивности;
- отсутствие связной речи;
- непредсказуемость реакций;
- появление стереотипных движений;
- «деревянная» походка, обусловленная чересчур высоким мышечным тонусом, не позволяющим суставам разгибаться до конца, постоянное хождение на цыпочках.
Также в 2–3 года «ребенок дождя» уже проявляет стремление к однообразию и системности (еда определенного цвета, строгий порядок расположения игрушек и т. д.).
Кроме того, в этом возрасте аутичные детки могут начать играть исключительно с предметами, не являющимися игрушками (книга, тарелка, лист бумаги и т. д.).
Если же малыш играет с игрушкой, то сам процесс игры со стороны выглядит необычно – например, если это машинка, ребенок не катает ее по полу, а просто долго крутит рукой одно из ее колес. Нередко ставится и диагноз эхолалия у ребенка-аутиста.
Симптомы аутизма у детей 4–5 лет
У четырехлеток и у детей 5 лет аутистическая симптоматика «обрастает» новыми проявлениями:
- появление ритуальных действий;
- обозначение себя в разговоре не как «я», а как «он», «она», «ты», «мальчик», «девочка» (при наличии речи);
- в некоторых случаях – нарушение координации движений;
- самоагрессия либо агрессия, направленная на других людей: ребенок может злиться на маму, пытаться ударить ее, испортить ее вещи. Иногда через подобную агрессию аутист выражает свою привязанность.
Аутичные дети в этот период жизни не понимают необходимости морально-этических норм – для них это слишком абстрактно.
Ребенок мыслит скорее прагматично, стремясь удовлетворить собственные потребности – например, привязаться к какой-либо вещи и делать всё ради обладания ею, вплоть до истерик, а получив вещь, уже не отдавать ее никому и никогда.
Контактировать со сверстниками такие дети не хотят, предпочитая одиночество, чужих эмоций не воспринимают, часто относятся к людям как к неодушевленным предметам – например, могут ударить человека, не понимая, что ему больно и т. д.
Есть много научных методов как научить ребенка аутиста говорить и воспринимать окружающих — и все они сводятся к тому, что чем ранее выявлены проблемы, тем проще справиться с этим и добиться адекватной социализации в дальнейшем.
Коррекция и лечение аутизма у ребенка
Если у вашего ребенка диагностировали аутизм – вполне естественно, что ваш привычный мир с этого момента изменится.
Лечение РАС – процесс сложный, длительный и абсолютно невозможный без ежеминутного родительского участия, любви и терпения.
Поскольку на сегодняшний день детский аутизм является очень широко распространенной проблемой, на изучение его особенностей и поиск методов коррекции брошены лучшие силы мира, и прогресс в этом отношении не стоит на месте.
Методик работы с аутичными детьми существует очень много, а на первом месте среди них находится поведенческая терапия (Applied Behavior Analysis, АВА – прикладной анализ поведения), результативность которой доказана множеством профильных исследований.
Достаточно популярен и метод биомедицинской коррекции аутизма. Приверженцы этой системы считают РАС следствием сбоев функций ЖКТ и иммунной системы. В качестве терапии в данном случае выступает строгая диета.
Кроме того, в борьбе с деструктивными проявлениями аутизма незаменима помощь психологов, дефектологов, логопедов. Также очень хорошо зарекомендовали себя различные виды терапии с животными (пет-терапия).
Полноценная АВА-терапия, подкрепленная фрагментами различных методик, способна давать поистине бесценные результаты. АВА-специалист создает для малыша сильнейшую мотивацию, что в итоге приводит к снижению проявлений нежелательного поведения и повышению коммуникативных способностей.
Конечно, эта форма терапии достаточно сложна, многогранна и требует приложения серьезных усилий со стороны не только специалиста, но и родителей ребенка – а они, при желании, тоже вполне смогут освоить все секреты прикладного анализа поведения, пройдя соответствующее обучение.
Главное, что полученный эффект в большинстве случаев полностью оправдывает все затраченные усилия.
Источник: https://aba-kurs.com/autizm-u-detej/
Признаки аутизма у детей 3-4 лет
Что с ним? Детские врачи обычно говорят, что определяются точные признаки аутизма у детей 3-4 лет, раньше — диагноз бывает ошибочный. Но просто сидеть и ждать — страшно, невыносимо. Как узнать: твой ребенок аутист или просто интроверт?
5 7361 12 Декабря 2018 в 11:55
Гонишь прочь предательские мысли о том, что с ребенком что-то не так. Но они настойчиво лезут в голову. Видно же, что твой малыш не похож на других: малоэмоциональный, погружен в себя, не любит смотреть в глаза. Что с ним? Детские врачи обычно говорят, что определяются точные признаки аутизма у детей 3-4 лет, раньше — диагноз бывает ошибочный.
Но просто сидеть и ждать — страшно, невыносимо. Как узнать: твой ребенок аутист или просто интроверт? Разобраться помогут знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Детский аутизм или особенности характера?
Чтобы определить отклонения в развитии, нужно оттолкнуться от нормы. Но сравнивать вашего ребенка с другими детьми его возраста — бесполезно. С рождения дети наделены разными психическими свойствами. Они напрямую влияют на то, в каком возрасте ребенок осваивает тот или иной навык.
Риск получить диагноз «аутизм» имеют только дети со звуковым вектором. Такой ребенок от природы рождается абсолютным интровертом. Внешне он малоэмоционален, мало говорит.
Избегает больших, шумных компаний. Болезненно реагирует на громкие звуки. Сами по себе такие признаки вовсе не свидетельство каких-то нарушений.
Просто ухо — особо восприимчивая зона звуковика, в нее будто вмонтирован мощный динамик.
Маленькому звуковику предстоит долгий путь от рождения до полового созревания, чтобы развиться в свою противоположность. Стать человеком, который, наоборот, максимально сосредоточен на других людях. Тонко слышит смыслы в речи других людей. Различает любые движения души человека.
Но бывает, что развитие ребенка со звуковым вектором нарушается в результате психологической травмы. Тогда его погруженность в себя становится болезненной. Ребенок теряет эмоциональные связи с близкими, утрачивает способность понимать речь. Как определить, есть ли поводы бить тревогу?
Признаки аутизма у ребенка до 3 лет
В возрасте от 1 года до 3 лет стоит обратить внимание на следующие показатели:
1. Речь. Даже абсолютно здоровый ребенок со звуковым вектором может заговорить позже ровесников. Речь может быть лаконичной: ребенок выражает мысль одним-двумя словами.
Поэтому, прежде всего, обращайте внимание на то, понимает ли ребенок вашу речь. Он указывает или смотрит на тот предмет, что вы назвали? Выполняет просьбы и те действия с предметами, о которых вы просите? Если нет — это действительно может быть признаком нарушений. Указывать на то, что сознательная связь ребенка с миром, его способность понимать обращенную речь нарушена.
2. Эмоциональный отклик. Абсолютно здоровый ребенок со звуковым вектором малоэмоционален. «Фонтанировать» улыбками он не будет. Его чувствам присуща большая глубина, но наружу он это мало проявляет.
Обратите внимание, насколько ребенок вовлекается, откликается на то, чтобы просто быть рядом с вами. Делать что-то вместе. Он огорчается, когда мама уходит? Проявляет радость, когда она вернулась? Может, он не слишком ярко реагирует внешне, но все-таки выдает ответную улыбку? Его настроение меняется, когда родители пожурили за непослушание?
Если да, то все в порядке. Насторожиться стоит, если ребенок не дает никакого эмоционального отклика на ваши действия и чувства.
3. Реакция на имя. Скорость реакции на просьбы. Важно учесть, что даже взрослые здоровые звуковики порой уходят в себя и могут отвечать с отсрочкой. Даже на собственное имя звуковик может откликнуться не с первой попытки: «А? Это ты мне?»
Кроме того, скорость реакции ребенка будет зависеть и от остальных векторов, заданных ему природой (современные городские дети имеют в структуре своей психики около 3-4 векторов).
Так что не торопитесь с выводами, понаблюдайте какое-то время. Насторожиться стоит, если ребенок часто не реагирует на свое имя и просьбы.
4. Зрительный контакт. Одним из важных признаков аутизма принято считать отсутствие глазного контакта у ребенка. Но и тут все неоднозначно. Возможно, вам встречались люди, которые, внимательно слушая вас, вовсе не смотрят в глаза? Наоборот, слегка склонив голову набок, поворачиваются ухом?
Это не признак патологии: именно так ведет себя звуковик, который сосредоточил свое внимание на вас. В каком-то смысле он «смотрит ушами». Поэтому отдельно этот симптом без наличия других нарушений ни о чем не говорит.
Понаблюдайте, насколько ребенок зрительно реагирует в целом на то, что вы показываете. Следит, смотрит? Повторяет ли с вашего показа нужные движения? Насторожиться стоит, если ребенок вовсе не фиксирует внимание на тех предметах и действиях, что вы демонстрировали. Когда его взгляд все время как бы «скользит мимо».
5. Указательный жест. То, как и насколько ребенок использует указательный жест, зависит от полного набора его врожденных свойств. Например, ребенок со зрительным вектором на эту просьбу может просто искать глазами нужный предмет, повернуться в его сторону. Особо привязанный к маме обладатель анального вектора подведет маму за ручку, чтобы дала из холодильника любимый сок.
Лучше оценивать в принципе желание и способность ребенка вступать во взаимодействие с вами. И его способность понимать, о чем идет речь.
6. Игра. Ребенку со звуковым вектором задан потенциал абстрактного интеллекта. Даже игры такого ребенка в раннем возрасте могут выглядеть абстрактно.
Например, малыш с анально-звуковым сочетанием векторов любит все упорядочивать, сортировать, выстраивать ряды из кубиков или машинок.
Звуко-зрительный ребенок может быть в восторге от игры с выключателем, рассматривать предметы на просвет и т. д.
Сами по себе такие проявления тоже не показатель патологии. В каком-то смысле малыша, обладающего абстрактным мышлением, нужно учить играть.
Помочь ему привязать абстрактные забавы к конкретным жизненным ситуациям. Например, ряд из кубиков пусть будет дорога, предложите ребенку в ее конце построить дом.
Если ребенок идет на контакт, впускает вас в игру, поддерживает ее — беспокоиться не о чем.
Насторожиться стоит, если при вашем вмешательстве ребенок теряет интерес к игре, отворачивается, уходит, категорически протестует против вашего участия.
7. Взаимодействие с другими детьми. Этот показатель вторичен. Он напрямую зависит от того, насколько успешно ребенок может взаимодействовать с ближайшим окружением.
Если ребенок понимает вашу речь, у него есть эмоциональная связь с мамой (а потом и остальными членами семьи), если он поддерживает с вами игру и другие совместные действия, то и с детьми он вполне сможет наладить связь. Просто маленькому звуковику поначалу бывает непросто адаптироваться среди шумных ровесников.
Сопутствующие признаки аутизма у ребенка до 3 лет
Звуковой вектор — доминантный в психике ребенка. Если его развитие нарушается, то свойства других векторов малыша тоже не могут развиваться нормально. Возможно возникновение разного рода поведенческих аномалий:
- у носителей кожного вектора — это расторможенность, навязчивые движения, вычурные позы и жесты;
- у обладателей анального вектора — ступор, крайняя вязкость мышления, «ритуальность» в выборе пищи и маршрутов прогулки;
- у обладателей зрительного вектора — многочисленные страхи, фобии, кошмары, истерики, постоянные перепады настроения.
Делать вывод о том, что ваш ребенок аутист, на основании этих второстепенных признаков нельзя. Они могут быть следствием совершенно других психологических травм или нарушений здоровья.
Помните, что главных критериев аутизма всего два — это нарушенная сознательная и чувственная связь с миром.
Но если описанные выше поведенческие аномалии дополняются основными признаками аутизма, то повод заподозрить именно этот диагноз действительно есть.
- К возрасту 3 лет или немного старше даже у маленького интроверта-звуковика должна появиться речь. Она может быть не слишком развернутой — лаконичной, но с ее помощью ребенок выражает свои желания, по существу отвечает на ваши вопросы, взаимодействует в ходе игры и в быту. Если речь после 3 лет не появилась совсем — это повод для беспокойства.
- Многие дети любят повторять одну и ту же фразу по нескольку раз. Но если ребенок просто навязчиво и многократно повторяет одно и то же, причем это бывает вовсе не к месту, не по смыслу, — стоит насторожиться.
- Звуковой ребенок в 3-4 года все еще может давать «отсроченный ответ», то есть не сразу реагировать на вашу просьбу. Но однозначно он должен знать названия предметов быта, игрушек, находить в книге нужные изображения. И выполнять просьбы, отвечать на вопросы, даже если с небольшой задержкой.
- К 3-4 годам должна сложиться устойчивая эмоциональная связь с мамой и должны появиться хотя бы первые ростки эмоциональных связей с другими людьми. Если ребенок целиком безразличен к приходу-уходу мамы и других близких, постоянно уклоняется от контакта с любыми людьми — это может быть признаком нарушений.
- Насторожить должны и поведенческие аномалии, если они есть (гиперактивность, навязчивые движения, ритуальность, упрямство и агрессия, аутоагрессия, истерики). Такие показатели в любом случае говорят о том, что в развитии ребенка есть проблемы. Но говорить о том, что это сопутствующие симптомы аутизма, можно, только если вы их наблюдаете вкупе с другими нарушениями (по пунктам 1–4).
Диагностика и необходимость заключения психиатра
Помните, что самостоятельно вы не вправе определить диагноз ребенка. Сделать это может только компетентный специалист, врач-психиатр, на основании совокупности симптомов и признаков.
Но с помощью этой статьи вы можете определить, насколько обоснована ваша тревога. А главное — узнать причины, по которым нарушается развитие маленького звуковика. Получить рекомендации, что можно сделать, чтобы его развитие выровнялось.
Этапы развития ребенка и причины отклонений
Психологическую травму, которая приводит к развитию аутизма, ребенок получает по двум причинам:
- Слишком громкие звуки травмируют особо чувствительное ухо звуковика. Сюда относятся работа шумных бытовых приборов, громкая музыка, постоянно включенный телевизор или радио. Но особенно ссоры, скандалы и крики в семье, оскорбительные смыслы в речи взрослых.
- Тяжелые психологические состояния мамы травмируют психику ребенка. Это может быть текущий сильный стресс (развод, потеря работы, смерть близких) или хронический стресс из-за жизненных неурядиц. И даже давние психологические травмы, которые мама получила много лет назад. Отгороженность от людей может возникать и от отсутствия эмоциональной связи с мамой — например, она вынуждена много работать и ребенок много времени проводит в одиночестве, в компании «мультиков» или аудиосказок. Ребенок не научается взаимодействию с людьми, остается в интроверсии.
В зависимости от того, как и когда ребенок получил ущерб, его нарушения могут проявиться в разном возрасте:
- Сегодня все чаще говорят о «врожденном аутизме». Но генетика здесь вовсе ни при чем. Просто звуковой малыш мог действительно получить травму еще в утробе матери. Например, если мама переживала тяжелый стресс во время беременности. Или подвергалась слишком громким шумовым воздействиям (дискотеки, концерты, работа в шумном цеху на производстве и т. д.).
- Чаще всего врачи диагностируют признаки аутизма у ребенка 4 лет или немного младше (после 3 и до 4). Обычно это выглядит так: ребенок в целом до года развивался нормально, а потом психологически словно застрял на этом возрастном рубеже. Тут играют роль совокупно обе причины, описанные выше.
- Реже бывает, что признаки аутизма появляются у звуковика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Иногда при явном регрессе в развитии такой ребенок получает диагноз «детская шизофрения».
Что делать родителям и близкому окружению
Если вы подозреваете у ребенка признаки аутизма, примите сразу же такие меры:
- Создайте атмосферу «звуковой экологии» дома. Исключите ссоры и повышенный тон. Сведите к минимуму любые бытовые шумы. Обращайтесь к ребенку негромко и внятно, чтобы он вслушивался в речь. На фоне тихо включайте классическую музыку, когда малыш занят игрой, — это полезно для звуковых ушек.
- Создайте атмосферу «эмоциональной экологии», насколько это возможно. Маленький звуковик будет уходить в себя, если вы «фонтанируете эмоциями». Также не стоит приступать к игре или занятиям с ребенком, если вы чувствуете, что нервничаете или слишком устали.
Выполнить первый пункт намного легче, чем второй. Потому что даже скрытые тяжелые мамины состояния будут наносить ребенку ущерб. Тем не менее выход есть — в том случае, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь.
Прогнозы, рекомендации, терапия
Детский аутизм — психогенное заболевание. Но бывает, что признаки аутизма проявляются у тех маленьких звуковиков, которые имеют другую патологию (генетические нарушения, органические поражения мозга и т. д.). В таких случаях основной диагноз снять психологическими мерами нельзя, но можно существенно улучшить состояние мамы и ребенка.
Если ребенок физически здоров, его аутизм возникает только по психологическим причинам. В зависимости от тяжести отклонений, возраста ребенка и состояния мамы такой диагноз можно снять на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Как это происходит?
- Мама получает информацию о полном наборе врожденных векторов ребенка. Она может выстроить идеальную модель воспитания с учетом всех природных свойств малыша. Задержки развития компенсируются дальнейшим нормальным развитием. Пока ребенок маленький, это возможно.
- Мама получает качественную психотерапевтическую помощь. У нее уходят любые явные и скрытые психологические проблемы. Она становится стабильным источником защищенности и безопасности для ребенка. Его развитие выравнивается.
Эффективность тренинга подтверждена результатами, свидетельствующими о снятии с ребенка диагноза «аутизм» и даже «детская шизофрения».
«Ежедневные монотонные раскачивания под монотонное мычание — и это было невыносимо. Я не могла понять, что происходит, что с моим сыном не так? Я металась, я не знала, что делать.
К специалистам обращаться пока не хотела — знала, что сейчас просто повесят какой-нибудь ярлык и не более… Сейчас сыну 5,5 лет. Он полностью контактен. Ходит в обычный детский сад, играет с детьми — т.е. развивается.
Спасибо Юрию Бурлану и всей команде СВП!»
Людмила В., машинист крана, Челябинск
Читать полный текст результата
«Мой результат — это результат моего сына. Два года назад с ним случилась беда. Внезапно, на протяжении одной недели, он потерял способность к обучению. Мы были у психиатра.
Две недели нас обследовали и потом я услышала страшный диагноз — «шизофрения «… Сегодня, когда я пишу этот отзыв.
до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником! А еще взял в школьной библиотеке учебник физики, хотя этого предмета в 5 классе еще нет — читает, говорит, интересно. Моя благодарность Юрию бесконечна!»
Ознакомиться с методом и получить первую помощь можно на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана. Для участия регистрируйтесь здесь.
Корректор: Наталья Коновалова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/a5-priznaki-autizma-u-detej-3-4-let
Консультация по коррекционной педагогике на тему: Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции. | Социальная сеть работников образования
Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции.
Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.
Что такое аутизм?
Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя.
Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА.
Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
Причины аутизма
В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы.
Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста.
Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует: инфицирование матери краснухой во время беременности, ДЦП, туберозный склероз, нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом, хромосомные аномалии.
Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.
Как аутичный ребенок воспринимает мир?
Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.
Симптомы аутизма
Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.
- Нарушение социального поведения;
- Нарушение коммуникации;
- Стереотипное поведение;
- Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет);
Нарушения социального взаимодействия
- Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза.
Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.
- Скудная мимика, часто не адекватная ситуации
Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.
Жесты используются лишь для обозначения нужд Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку.
Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.
- Неспособность понять эмоции окружающих
Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.
- Отсутствие интереса к ровесникам
Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.
- Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей
Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.
- Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями
Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях.
Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей.
И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.
Нарушение коммуникации
- Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)
При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать).
Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки.
О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)
- Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)
При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить? Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации. Отсутствует реакция на собственное имя.
Не наступает или задерживается «возраст вопросов». Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире.
Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.
Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.
- Выполнение ежедневных ритуалов
Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.
- Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки
Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке. хлопанье в ладоши щелканье пальцами покачивание головой другие однообразные движения. Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии .
Ранние проявления аутизма у детей
Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.
Уровень интеллекта при аутизме
Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении.
Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости.
При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.
Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам.
Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов.
Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.
Синдром Аспергера
Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.
- Синдром Аспергера проявляется после 7-10 лет,
- уровень интеллекта нормальный или выше среднего
- речевые навыки в пределах нормы,
- могут быть проблемы с интонацией и громкостью речи
- зацикленность на одном занятии или изучении одного явления (человек с синдромом Аспергера может часами рассказывать собеседникам историю, которая никому не интересна, не обращая внимание на их реакцию)
- нарушена координация движений: неловкая ходьба, странные позы
- эгоцентричность, неспособность договариваться и искать компромиссы
Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.
Синдром Ретта
Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек.
Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:
- относительно нормальное развитие в первые 6-18 месяцев жизни замедления роста головы после 6-18 месяцев
- утрата навыков и целенаправленных движений рук стереотипные движения руками по типу умывания или рукопожатия
- плохая координация и низкая двигательная активность
- исчезновение речевых навыков
В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.
Диагностика аутизма
Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.
Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.
- Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
- Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS) Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
- Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
- Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
- Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)
Инструментальные методы:
- УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
- ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
- Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости
Лечение аутизма
Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется.
Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды.
Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.
Принципы воспитания ребенка-аутиста:
- Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
- Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
- Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
Этапы лечения аутизма
- Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
- Устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
- Обучение подражанию и наблюдению
- Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
- Обучение эмоциональному контакту
Поведенческая терапия аутизма
Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.
В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани.
Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку.
Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
Логопедические занятия
Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.
Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания
Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.
Медикаментозная терапия
Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться.
Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт.
Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.
К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.
Состояния, имитирующие аутизм
СДВГ
Часто за аутистические проявления принимают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Считается, что у каждого третьего ребенка есть те или иные признаки этого синдрома. Главные симптомы дефицита внимания: неусидчивость, сложности в обучении школьной программе.
Дети не могут концентрироваться на одном занятии долгое время, ведут себя чересчур подвижно. Отголоски СДВГ есть и у взрослых, которым трудно принимать зрелые решения, запоминать даты и события.
Такой синдром нужно выявлять как можно раньше и начинать лечение: психостимуляторы и успокаивающие средства в совокупности с занятиями с психологом позволят скорректировать поведение.
Тугоухость — нарушения слуха различной степени
Слабослышащие дети имеют задержку речи разной степени: от мутизма до неправильного произношения некоторых звуков. Они плохо откликаются на имя, не выполняют просьбы и кажутся непослушными.
Все это очень похоже на аутичные черты , поэтому родители в первую очередь спешат к психиатру. Грамотный специалист направит ребенка на обследование слуховой функции.
После коррекции с помощью слуховых аппаратов развитие ребенка приходит в норму.
Шизофрения
Долгое время аутизм считался одним из проявлений детской шизофрении. В настоящее время известно, что это два совершенно разных заболевания, никак не связанных друг с другом. Шизофрения, в отличие от аутизма, начинается в более позднем возрасте. Раньше 5-7 лет она практически не встречается.
Симптомы развиваются постепенно. Родители отмечают странности в поведении ребенка: страхи, навязчивости, уход в себя, разговоры с самим собой. Позже присоединяется бред и галлюцинации. В течении болезни наблюдаются небольшие ремиссии с последующим ухудшением.
Лечение шизофрении медикаментозное, его назначает психиатр.
Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром.
Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми. Источник: https://zdravotvet.ru/priznaki-autizma-u-rebenka-prichiny-metody-korrekcii/
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/11/03/priznaki-autizma-u-rebenka-prichiny-metody