Ежегодно в мире регистрируется 6 млн. случаев инсульта. В России этот показатель варьируется в пределах 450-550 тысяч.
Нарушение мозгового кровотока, протекающее в острой форме, приводит к развитию двигательных и речевых нарушений.
Восстановление речи у пациентов после инсульта является первостепенной задачей, направленной на улучшение качества жизни и социальной адаптации. У пациентов, перенесших инсульт, речевая дисфункция выявляется в 30% случаев.
Виды расстройств при разных формах инсульта
Расстройство церебрального кровообращения сопровождается инфарктом (некрозом, отмиранием тканей) участка мозга или излиянием крови в мозговое вещество. У пациентов в остром периоде инсульта выявляются признаки неврологического дефицита:
- Расстройство чувствительности.
- Нарушение моторной функции.
- Нарушение сердечной и дыхательной деятельности.
Речевая дисфункция – один из характерных симптомов инсульта, обычно дополняется нарушением функции глотания. Потеря речи при инсульте, связанная с повреждением участка мозговой ткани, получила название афазия.
Речевая дисфункция проявляется невозможностью произносить слова и понимать речь других людей.
Афазический синдром у разных пациентов отличается характером проявлений и течения (обратного развития) в зависимости от вида инсульта – геморрагический или ишемический.
Через какое время после инсульта восстанавливается речь, зависит от формы ОНМК. При геморрагическом инсульте нарушения речи обычно быстро регрессируют в значительном объеме после адекватных реабилитационных мероприятий. При геморрагической форме расположение патологического очага относительно речевых центров не оказывает прямого влияния на степень выраженности речевой дисфункции.
Обычно очаг находится вдали от корковых центров речи. Афазия возникает как следствие распространения отека мозгового вещества и сопутствующего развития защитного торможения функций. При ишемической форме афазический синдром коррелирует с характером и степенью поражения элементов кровеносной системы, питающей мозг. Эти же факторы влияют на возможность регресса нарушений.
Диагностика
Лечение афазии после инсульта проводится после диагностики, которая позволяет выяснить характер и степень тяжести нарушений. Способность разговаривать, воспроизводить слова и фразы – сложноорганизованный процесс, который требует участия корковых центров, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, а также полноценной иннервации отделов речевого аппарата.
Когда пропадает речь после инсульта, выделяют основные виды расстройств – афазию и дизартрию. Афазия – речевая дисфункция, которая связана с нарушением обработки информации в соответствующих корковых центрах мозга. При афазии сохраняются артикуляционная и слуховая функции. Различают формы афазии:
- Моторная. Развивается в результате поражения задних участков лобных долей. Основной дефект – инертность высказывания. Пациент многократно повторяет звук или слово, что делает невозможным произнесение связанных фраз.
- Артикуляторная моторная. Возникает как следствие повреждения нижних участков в теменной области. Основной дефект – нарушение артикуляции (при произнесении звуков пациент не способен интуитивно найти нужное положение губ, языка, щек и других элементов речевого аппарата).
- Сенсорная. Развивается на фоне поражения верхних отделов в височной области. Основной дефект – агнозия (нарушение слухового восприятия). Пациент не различает параметры звуков – высоту, мягкость, твердость. Звуки воспринимаются искаженно. Нарушается понимание чужой речи.
- Акустико-амнестическая. Возникает как результат поражения срединных и задних участков височной области. В отличие от сенсорной формы у пациента сохраняется понимание отдельных звуков. Основные дефекты: невозможность преобразовать звуки в слова, нарушение удержания в памяти нескольких слов (к примеру, из 3 предъявленных слов пациент может повторить 1 или 2), что приводит к невозможности понимания длинных речевых конструкций.
Вид афазии имеет значение при выборе метода ее коррекции. Дизартрия представляет собой расстройство произносительного компонента речи, что обусловлено нарушением иннервации элементов речевого аппарата. Речь пациента становится нечленораздельной, невнятной. При тяжелом поражении мышц, участвующих в формировании звуков, пациент теряет способность говорить, развивается анартрия.
Диагностика афазии осуществляется согласно критериям шкалы Вассермана. По результатам обследования определяют степень речевых нарушений – легкая (до 20 баллов), умеренная (в пределах 20-40 баллов), тяжелая (больше 40 баллов). Как восстановить речь, если она пропала после инсульта, расскажет лечащий врач.
Методы восстановления речевой функции
Восстановление речи после перенесенного эпизода ОНМК осуществляется комплексно. Параллельно проводятся другие лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на устранение двигательных, когнитивных, поведенческих нарушений. Основные реабилитационные мероприятия:
- Медикаментозное лечение.
- Массаж и лечебная гимнастика.
- Логопедическая коррекция.
- Психотерапевтическая помощь.
Лучшие результаты достигаются при раннем начале восстановительной терапии после эпизода ОНМК. Подходящую методику для восстановления речи после эпизода инсульта подбирает врач с учетом вида и степени тяжести речевого расстройства.
Медикаментозные средства
Медикаментозная терапия устраняет дефицит нейротрансмиттеров, стимулирует высшие корковые функции.
Реабилитационная программа по развитию речи после инсульта предполагает прием лекарств, которые восполняют недостаточность деятельности ацетилхолинергической системы, ингибируют (подавляют) активность глутаматергической системы.
Обычно врач назначает таблетки, пероральные, инъекционные растворы Цитиколина (ноотропное, психостимулирующее средство).
Физиотерапия
При потере речи после инсульта применяют аппаратные методики, которые улучшают кровоснабжение поврежденных тканей, стимулируют активность мышц, участвующих в процессе артикуляции. Аппаратная электростимуляция низкочастотными токами мышц гортани создает и поддерживает нормальный мышечный тонус в зоне воздействия.
Аппаратные методики применяются для лечения дизартрии и дисфагии (расстройство глотания). Физиотерапия включает метод транскраниальной стимуляции участков мозга магнитными импульсами. При воздействии на корковые отделы мозга происходит возбуждение корковых нейронов, чья активность была подавлена вследствие повреждения мозговой ткани.
Упражнения и массаж
Чтобы быстро научиться говорить заново, нужно сочетать такие методы, как гимнастика и массаж. Предварительное массирование мышц, участвующих в процессе артикуляции, облегчает выполнение упражнений и повышает их эффективность. Мышцы разогреваются, становятся более податливыми и послушными. Логопедический массаж предполагает выполнение приемов:
- Поглаживание, разминание тканей в лобной части лица. Зигзагообразные движения разминающего характера направляют вдоль продольной линии лба снизу вверх до границы роста волос. Прием чередуют с поглаживанием двумя руками от середины лба в разных направлениях – к височным зонам.
- Разминание области носа. Большими пальцами кистей рук, применяя слегка вибрирующие движения, проводят зигзагообразную линию вдоль крыльев носа к его основанию, затем – от кончика носа к его основанию.
- Разминание зоны скул. Пальцами кистей обеих рук массируют участок от нижней челюсти до уха одновременно с обеих сторон, затрагивают область скул и нижнего века.
- Разминание щек. Вибрирующими, быстрыми, мягкими движениями, используя пальцы кистей рук, массируют участок, расположенный между скуловой костью и нижней челюстью.
- Поглаживание щек. Выполняется в зоне под глазами. Движения направляют от спинки носа к скулам, затем к височной области.
- Разминание подбородка. Используя пальцы обеих рук, движения разминающего характера направляют от срединной точки под нижней губой к костной пластинке, известной как восходящая ветвь в составе нижней челюсти.
Делать массаж для восстановления речи после эпизода ишемического или геморрагического инсульта можно в домашних условиях.
Выполняя массажные движения, следует индивидуально регулировать интенсивность и длительность воздействия, избегая болезненных ощущений на обрабатываемом участке.
Особое внимание уделяют пациентам с тяжелыми речевыми расстройствами, которые не могут сами сказать о неприятных ощущениях.
Врачи-массажисты делают массаж языка, разминая его поперечные и продольные мышцы. В лечебном учреждении при выполнении массажа применяют различные приспособления, к примеру, дизартрические зонды. После разминки мышц речевого аппарата для восстановления утраченной в результате инсульта речи делают упражнения:
- Трубочка. Губы складывают в форме трубочки, удерживая положение в течение 6 секунд. Затем губы расслабляют на 6 секунд. Цикл повторяют 10 раз. Затем аналогичные манипуляции проделывают с языком.
- Закусывание губы. Поочередно верхней и нижней. Чтобы выполнить упражнение, губу захватывают зубами, удерживая положение на протяжении 2-3 секунд. Цикл повторяют 10-15 раз.
- Обнажение (оскал) зубов. Упражнение выполняют 10 раз.
- Выдвигание языка. Пациент максимально высовывает язык из ротовой полости на несколько секунд, затем убирает его. Повторяют 10 раз.
- Облизывание губ. Пациент проводит языком поочередно по обеим губам в разных направлениях. Цикл повторяют 10 раз. Затем пациент совершает круговые движения языком, облизывая сразу обе губы. Движение языка по кругу направлено сначала в одну, затем в другую стороны.
- Тренировка языка. Пациент, приоткрыв рот, пытается дотянуться языком до области мягкого неба. Упражнение продолжают манипуляциями с языком, который нужно свернуть в форме чашки, удерживая положение на протяжении 6 секунд. Повторяют 10 раз.
Упражнения делают перед зеркалом, чтобы пациент визуально контролировал положение органов речевого аппарата. Методы, как восстановить речь, предполагают активное общение с пациентом, у которого наблюдается отсутствие тяжелых речевых нарушений.
К примеру, выполняют упражнение: родственник или врач говорит начало слова или фразы, которую больной должен продолжить самостоятельно. При произнесении первых слогов слова, пациенту нужно угадать о каком предмете идет речь.
Это более сложное упражнение, чем продолжение фразы, где предполагается несколько допустимых вариантов.
Чтобы научить человека говорить после эпизода инсульта, применяют такой метод, как прослушивание его любимых песенных композиций. Пациент непроизвольно пытается подпевать любимую песню. Музыкальная терапия позитивно влияет на психо-эмоциональный фон больного.
Скороговорки после инсульта – один из способов тренировать речевые навыки. При незначительных расстройствах артикуляции, скороговорки используются для восстановления подвижности, пластичности органов, участвующих в формировании звуков (язык, губы), помогают в домашних условиях учиться правильно и четко произносить фонемы, развивать беглость речи, утраченную после инсульта.
Проговаривание скороговорок осуществляется по принципу – от простых вариантов к сложным фразам. Несколько простых примеров: «Актер театра», «Ворона проворонила», «Столы белодубовые, гладко вытесанные», «Водовоз воду вез».
Сложные варианты: «Ликвидны акции или трудно ликвидны – не видно», «Еж с ежатами, уж с ужатами», «Куртка Кондрата узка и коротковата», «Косой козел идет с козой».
Чтобы вернуть речь, утраченную после инсульта, необходима помощь специалистов, таких как психотерапевт, логопед.
Логопедическая коррекция
Логопед после инсульта учит пациента разборчиво и четко произносить звуки и формировать из них слова. На ранних этапах после инсульта занятия с логопедом проводятся для восстановления речи и коммуникативных навыков. Врач налаживает коммуникативный контакт с пациентом, что позволяет сократить сроки и улучшить результаты реабилитационного лечения.
Речь после инсульта восстанавливается достаточно быстро, если больной активно участвует в реабилитационном процессе. Один из методов терапии – логопедическая ритмика, направлен на развитие речевой кинестезии (восприятие движений органов речевого аппарата) посредством логопедической коррекции и музыкально-ритмической активности.
Двигательные и речевые центры в коре функционально взаимосвязаны, музыка дополнительно стимулирует психическую активность.
Благодаря идентичной интонационной природе музыкальных и речевых звуков сочетание указанных воздействий приводит к развитию слухового восприятия.
Логопед может порекомендовать пациентам с диагностированной моторной афазией, которая развилась после инсульта, следующие упражнения:
- Выкладывание мозаики.
- Построение конструкций из кубиков.
- Рисование по точкам, штриховка, обведение знаков.
- Лепка, плетение.
- Складывание пазлов.
Упражнения для развития мелкой моторики относятся к методам доречевой подготовки, которая намного повышает эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений. Логопедические упражнения после инсульта дополняются другими методами коррекции речевых нарушений.
К ним относят растормаживание экспрессивной (выразительной) речи, выработку правильного дыхания во время произнесения слов и фраз, формирование мелодико-интонационных компонентов речи.
Эффективны упражнения, предложенные в формате зеркального отражения. К примеру, врач проделывает разные манипуляции (нахмуривается, приподнимает брови, растягивает в улыбке губы) частями своего лица, предлагая пациенту повторять действия. При афазии после инсульта особое внимание уделяется восстановлению понимания причинно-следственных связей.
К примеру, на фразу врача: «В дом принесли елку, скоро наступит…», пациент должен ответить сообразно предполагаемой ситуации. При афазии на первых этапах отрабатываются простейшие, часто употребляемые речевые конструкции, которые впоследствии составляют основу речи.
Прогноз
Сколько восстанавливается речь, утраченная после инсульта, зависит от тяжести нарушений и скорости оказания квалифицированной медицинской помощи. Прогноз существенно улучшается, если реабилитационные мероприятия начинаются сразу после стабилизации состояния больного.
Статистика показывает, реабилитация, которая проводится в течение первых 3 месяцев после эпизода ОНМК, позволяет восстанавливать около 50% утраченных функций. Обычно период, необходимый для восстановления речи, варьируется в пределах 0,5-2 года. Если пациент долго не получает профессиональную помощь по устранению речевых дефектов, возможны неблагоприятные последствия.
Прогноз при отсутствии какого-либо реабилитационно-восстановительного лечения выглядит следующим образом: в большинстве случаев пациент становится инвалидом, не способным разговаривать и самостоятельно заботиться о себе. У 18% больных происходит повторный инсульт в 5-летний период после первого эпизода.
Как восстановить речь после перенесенного эпизода инсульта (ишемического, геморрагического), расскажет лечащий врач. Программа реабилитации составляется индивидуально с учетом вида и степени выраженности речевого расстройства.
Источник: https://golovmozg.ru/lechenie/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta
Восстановление речи после инсульта — что делать, рекомендации
Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.
Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.
Виды нарушений
Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.
После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.
Афазия
Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.
По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:
- Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
- Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
- Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
- Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.
Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.
Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.
Дизартрия
Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.
Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.
Диспраксия
Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.
Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.
Причины речевых нарушений
Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.
Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.
Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.
Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.
Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.
Особенности восстановительного процесса
После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.
Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.
Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.
Как зависят между собой алкоголь и инсульт
В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.
Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.
Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.
Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.
Взаимодействие с пострадавшим
Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.
Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.
После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.
В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.
При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова. Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.
Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.
Занятия с логопедом
До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.
В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.
Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.
При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.
Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.
Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.
Принципы организации домашних занятий
Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.
Среди них:
- Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
- Задания постепенно усложняются.
- Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
- На занятиях внимание уделяют пониманию.
- Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
- Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
- Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
- Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.
При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.
Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.
Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.
Упражнения
Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.
Инсульт мозжечка и его место среди инсультов
Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.
Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.
Каждое движение выполняют до 10 раз.
Массаж
Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.
Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.
Врачебные назначения
Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.
Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:
- Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
- Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
- Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
- Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
- Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
- Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
- Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.
Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.
Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.
В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.
Народные средства
Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.
В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.
Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.
Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.
Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.
В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.
Скорость восстановления речи
Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.
Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.
Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.
Прогноз
Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.
Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:
- у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
- у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
- у 92% после легкого инсульта.
Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.
Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.
Источник: https://neuromed.online/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и логопед
Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:
- в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
- в 75% при средней степени болезни;
- в 92%, если диагностирована легкая форма.
Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.
Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.
Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.
Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.
Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.
Основные методы лечения:
- медикаментозный;
- физиотерапевтический;
- психологический.
Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.
Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится.
Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.
Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:
- Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
- Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.
- Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
- Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.
Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.
Вид приступа и наличие последствий | Срок выздоровления |
По ишемическому типу: минимальные неврологические дефекты, включая изменения в речевой функции | Полная реабилитация спустя 2-3 месяца |
По ишемическому или геморрагическому типу: выраженные неврологические изменения, стойкий дефицит речевой функции | Полная реабилитация спустя несколько лет, а иногда и больше |
По ишемическому или геморрагическому типу: тяжелые неврологические изменения, полная потеря речи, паралич одной стороны туловища | Полная реабилитация невозможна |
По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.
Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.
Причины афазии
Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.
Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:
- степень запущенности болезни;
- вид потери памяти;
- своевременность начала борьбы с недугом;
- локализация поражения;
- объема мозгового кровотока.
Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи.
Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая.
Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.
Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.
Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.
Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.
Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.
Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.
Источник: https://alfastroy-n.ru/vosstanovit-rech-posle-insulta-uprazhneniya/
Средства и способы восстановления речи после инсульта
Одним из распространённых последствий инсульта является нарушение речи у больного. Это проблема сама по себе доставляет множество неудобств, и кроме этого оказывает сильное психологическое воздействие на человека, мешая ему быстрей вернуться к привычному образу жизни. Какие есть средства восстановления речи после инсульта и как родственники могут помочь быстрее восстановиться больному, будет рассказано в этой статье.
Причины нарушения речевой функции
Во время инсульта в головном мозге на некоторое время приостанавливается кровоток. Это приводит к отмиранию некоторых клеток мозга, а иногда и к нарушению кровоснабжения определённых его областей.
Если ими становятся зоны Вернике и Брока, отвечающие за восприятие и воспроизведение человеком речи, то у больного могут возникнуть проблемы с внятным произношением, а в худших случаях происходит полная потеря способности говорить и понимать речь других людей.
Разновидности расстройств
Никто не знает, как именно будет повреждён мозг при наступлении инсульта. Но эти повреждения и будут влиять на дальнейшую способность человека чётко говорить и понимать речь окружающих. К каким речевым нарушениям приводит инсульт мозга, восстановится ли способность говорить, разберёмся дальше.
Дизартрия
Если инсульт затрагивает подкорковые структуры головного мозга, появляется именно этот вид расстройства. При дизартрии у больного становится неразборчивая речь, замедляется произношение, появляется слабость артикуляции и повышенное слюноотделение. Но больной способен понимать речь окружающих, а также читать и писать. Для восстановления речи назначают специальные упражнения, помогающие укрепить мышцы речевого аппарата.
Афазия
При этом расстройстве мозг больного теряет способность создавать адекватные нервные импульсы в области, отвечающей за речь. Афазия подразделяется на 6 видов, которые мы разберём далее:
- Моторная афазия. Если инсульт затронул верхнюю часть основной артерии мозга, появляется именно этот вид расстройства. Больной произносит отдельные слова и целые предложения, но при этом может нарушаться порядок слов. Иногда больные могут повторять слова по слогам. Приступать к лечению моторной афазии желательно спустя 7 дней после инсульта. Для этого врачи рекомендуют петь песни и выговаривать несложные слова.
- Сенсорная афазия. Сенсорная разновидность афазии появляется при поражении центра Вернике. Больной может слышать, но перестает понимать речь. Эта разновидность патологии может проявиться в лёгкой форме, тогда больной способен узнавать простые фразы и слова.
На заметку. При регулярных занятиях с логопедом нарушение возможно частично вылечить. - Динамическая афазия. При поражении задних лобных участков мозга возникает эта патология. Она искажает мыслительный процесс, из-за чего больному трудно составлять и произносить связные предложения. Расстройство лечится на занятиях с логопедом.
- Aкуcтикo-мнестетическая афазия. При акустико-мнестической афазии больной не способен удержать в голове информацию, и слухоречевая память снижается. Расстройство появляется в случае, если пострадали задние и средние отделы височных долей мозга.
- Амнестическая афазия. Если инсульт затрагивает нижний отдел височной области мозга, развивается амнестическая афазия. Это самое незначительное речевое нарушение, которое может появиться при инсульте. Основная проблем этой формы расстройства – больному бывает сложно подбирать некоторые фразы и слова, потому что они забываются.
- Тотальная афазия. Если в результате инсульта мозг получил обширное поражение, развивается тотальная афазия. Больной полностью теряет способность говорить и понимать речь окружающих, наблюдается пассивность с его стороны. При этой форме расстройства лечение необходимо начинать как можно быстрее.
Диспраксия
При этом расстройстве нервный импульс из мозга поступает в мышцы лица некорректно или с задержкой, поэтому человеку трудно воспроизводить привычные звуки. У больного могут возникнуть следующие проблемы:
- Мышцы лица не могут работать правильно, что затрудняет чёткое произношение.
- Больному сложно произносить некоторые звуки.
- Трудно произносить слова чётко, особенно если об этом кто-то просит.
Справка. На 7-10 день после инсульта, больной может приступать к медикаментозной терапии и начинать занятия с логопедом. Если следовать советам лечащего врача, то можно избавиться от диспраксии почти полностью.
Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?
Какое время займет период, за который восстанавливается речевая функция, зависит от того, как сильно был поражён головной мозг. Поэтому у некоторых больных способность говорить восстанавливается достаточно быстро (в течение нескольких недель или месяцев), тогда как у других занимает годы, и спрогнозировать, через сколько это произойдет, трудно.
Для восстановления больных, перенесших инсульт, применяются следующие виды реабилитации:
- Медикаментозная терапия.
- Занятия с логопедом.
- Физиотерапия.
- Массаж.
- Оперативное вмешательство.
Лекарства
- Миорелаксанты.
- Антидепрессанты.
- Антиконвульсанты.
- Антиагреганты.
Миорелаксанты
На заметку. На третий месяц после инсульта у больного может появиться мышечный гипертонус, который сильно тормозит процесс реабилитации.
Тогда и назначаются миорелаксанты, способные снизить излишний тонус мускулатуры. Лучшие миорелаксанты при инсульте:
- Сирдалуд (стоимость в Москве от 227, в Санкт-Петербурге от 176.).
- Тизалуд (стоимость в Москве от 160, в Санкт-Петербурге от 125 р.).
Препараты серии антидепрессантов
Почти 80% больных после наступления инсульта страдают от депрессивного состояния, которое замедляет процесс восстановления. В этом случае назначаются антидепрессанты. Лучшие антидепрессанты при инсульте:
- Нортриптилин (стоимость в Москве от 990, в Санкт-Петербурге от 1.000 р.).
- Паксил (стоимость в Москве от 650, в Санкт-Петербурге от 660 р.).
Антиконвульсанты
При появлении судорог назначаются антиконвульсанты, но принимать их стоит с осторожностью, так как эта группа препаратов может вызывать побочные эффекты. Лучшие антиконвульсанты при инсульте:
- Финлепсин (стоимость в Москве от 215, в Санкт-Петербурге от 193 р.).
- Конвулекс (стоимость в Москве от 116, в Санкт-Петербурге от 135 р.).
Антиагреганты
Если после инсульта кровь больного стала более вязкой, это тормозит восстановление тканей мозга. В этом случае требуется помощь антиагрегантов, которые предотвращают появления тромбов. Лучшие антиагреганты при инсульте:
- Реополиглюкин (стоимость в Москве от 102, в Санкт-Петербурге от 110 р.).
- Клопидогрел (стоимость в Москве от 226, в Санкт-Петербурге от 205 р.).
Важно! Любые лекарства должен назначать только лечащий врач. Не занимайтесь самоназначением препаратов, иначе это может только ухудшить состояние больного.
Само по себе медикаментозное лечение не даёт особых результатов, но способствует прогрессу восстановления при использовании других видов терапии, таких как занятия с логопедом и физиотерапия.
Занятия с логопедом
На первом занятии логопед составляет план для каждого больного индивидуально. Обязательным является выполнение следующих упражнений:
- Чтение скороговорок.
- Рисование.
- Мимический и логопедический массаж.
При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста около 20-30% больных со средними и тяжелыми нарушениями речевого аппарата начинают нормально говорить к моменту выписки из больницы. Занятия могут проводиться и на дому. Программу упражнений необходимо совмещать с приёмом лекарственных препаратов, физиотерапией и другими видами реабилитации.
Физиотерапия
- Магнитотерапия. Эта процедура стимулирует все процессы в мозге, а также улучшает работу эндокринной и нервной системы. Довольно болезненный метод, но при этом считается одним из самых эффективных. Состояние больного улучшается через 2-3 недели.
- Дорсанваль. Назначается при плохом кровоснабжении мозга и конечностей. После целого курса процедур, а это не менее 5-7 сеансов, которые проходят в течение 2-3 недель, состояние больного значительно улучшается.
Массаж
Лечебный массаж при инсульте значительно улучшает кровоснабжение поражённых тканей, что усиливает приток к ним кислорода и прочих питательных веществ. Кроме этого, массаж помогает снять мышечное и психологическое напряжение. Курс лечебного массаж обычно состоит из 10 сеансов, но для каждого больного может быть скорректирован индивидуально.
Обратите внимание! Курс массажа может проводить только квалифицированный специалист с медицинским образованием.
Оперативное вмешательство
К такому методу, как операция, прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не улучшают состояние больного и не могут восстановить речь, которая пропала. Для восстановления речи проводят нейрохирургическую операцию, которая формирует дополнительные соединение между здоровым тканями и сосудами в речевой области мозга, не затрагивая поврежденные участки.
Как вернуть речевую функцию, что делать в домашних условиях для ее развития?
Когда процесс реабилитации продолжается дома, самое главное для больного – это поддержка родственников и постепенное возвращение к привычным действиям, которые первое время могут даваться с трудом.
Логопедические упражнения для больного
- Сделайте круговое движение языком, проводя им по передней поверхности верхних и нижних зубов. Повторите 5-10 кругов по часовой стрелке, а затем против.
- Щёлкайте языком так, чтобы звук напоминал цоканье копыт. Таких щелчков нужно повторить от 10 до 20 за один подход. В течение дня таких подходов может быть до 5.
- Сверните язык трубочкой и попытайтесь высунуть его изо рта как можно дальше. Повторите это движение 5-10 раз.
- Улыбнитесь, почувствовав напряжение в мышцах лица. Зубы при этом должны быть сомкнуты, а губы слегка разжаты. Повторите 7-10 раз. Затем сомкните губы, и улыбнитесь так 5-7 раз.
- Выполняйте воздушные поцелуи, звонко причмокивая губами. Повторите 10-15 раз.
Важно! Больной должен стараться повторить как можно больше упражнений за 1 раз. Если почувствуется усталость, лучше сделать перерыв.
Практические упражнения для самостоятельного выполнения дома
Вот что делать, если у больного плохая речевая функция, как его можно «разговорить»:
- Чтение простых книг или журналов по 5-10 минут в день.
- Больной должен сделать устное описание предмета или своего дня в течение 10-15 минут.
- Чтение скороговорок в медленном темпе по 10-15 минут (переходить к этому этапу нужно, когда больной научится без проблем произносить целые фразы).
Течение реабилитации для каждого человека индивидуально, поэтому следует попросить рекомендации у логопеда, прежде чем переходить к конкретным домашним занятиям.
Рекомендации для близких, как снова научить человека говорить
- Старайтесь давать больному как можно больше поддержки.
- Не торопите его, пусть он выполняет все рекомендации врача в удобном темпе.
- Старайтесь не делать акцент на том, что больной имеет какие-то физические ограничения. Такое отношение поможет человеку быстрей восстановиться и вернуться к привычному образу жизни.
- После инсульта больных могут часто посещать приступы агрессии. В этой ситуации родственникам стоит сохранять спокойствие, и при необходимости вызвать скорую.
- Отслеживайте первые признаки депрессии, и при необходимости обратитесь за помощью к психотерапевту.
Инсульт — это страшная травма для организма. Процесс восстановления, особенно при проблемах с речевым аппаратом, может быть долгим и мучительным, как для больного, так и для его родственников. Стоит помнить, что успех реабилитации на 70% состоит из позитивного настроя больного, который помогают создавать именно родственники и близкие люди.
Источник: https://inBrain.top/bolezni/insult/posledstviya/narushenie-rechi-i-ee-vosstanovlenie.html
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и логопед
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.
Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно.
Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?
Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.
Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.
Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.
Какие разновидности нарушений бывают
Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.
Выделяют два вида таких расстройств:
- Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
- Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.
Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате поражений некоторых областей головного мозга.
Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?
Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.
Основные методы лечения:
- медикаментозный;
- физиотерапевтический;
- психологический.
Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.
Работа логопеда по восстановлению речи
Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:
- возможность контакта,
- речевые возможности,
- сохранность интеллекта,
- эмоциональный фон.
Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:
- побуждение к восприятию речи на слух;
- заучивание текстов, пословиц, песен;
- образцы построения предложений;
- чтение фраз и стихов;
- изучение употребления глаголов;
- методики восстановления чтения и письма.
Занятия с логопедом
В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов.
Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.
Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.
Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?
После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.
Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.
Лекарственная терапия
Полноценное восстановление речи возможно без приема специфических лекарств, если тяжесть заболевания, степень проявления неврологического дефицита незначительны, нет отягощающих патологий (тревожных расстройств, депрессии). Более сложным пациентам врач может прописать:
- нейропротекторы – улучшают питание, метаболизм нервной ткани;
- антидепрессанты;
- снотворные средства.
Самыми эффективными нейропротекторами при различных типах афазии признаны цераксон, целлекс (1,2).
Как восстановиться после геморрагического инсульта?
Виды речевых расстройств
Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.
Афазия
Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.
При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.
Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии — необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.
При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.
При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.
Дизартрия
При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.
Источник: https://neuro-orto.ru/bolezni/ynsult/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html