Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг.
Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП.
Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.
Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.
С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.
Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.
В древнем Китае ещё в глубокой древности — за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных.
В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину.
С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.
Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.
Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.
При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники.
Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно.
Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.
- Использовать индивидуальный подход
- Соблюдать постоянство и систематичность
- Постепенно и дозированно увеличивать нагрузку
Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.
В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.
Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.
Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.
При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.
Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше.
Это обусловлено особенностями физического развития — высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций.
Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.
Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.
Важно знать — при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции.
Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус.
А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы «забиваются», нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.
Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».
Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.
ЛФК при различных заболеваниях и параличах нервной системы ставит перед собой следующие задачи:
- Оказание оздоровительного и общеукрепляющего влияния на организм
- Улучшение кровообращения и обменных процессов в проблемных зонах
- Улучшение и стимуляция обменных процессов в организме
- Борьба с образованием спаек между оболочками нерва и окружающими тканями
- Укрепление ослабленных мышц, увеличение диапазона движений и амплитуды, восстановление координации движений
- Борьба с сопутствующими проблемами и нарушениями ДЦП – искривлением позвоночника, спастикой и многими другими.
Так как при ДЦП заболевании повреждается головной мозг и соответственно нарушаются его функции. Задача наших специалистов состоит в том, чтобы научить мозг выполнять те двигательные функции за которые он отвечает, а именно движение руками и ногами, ползание, передвижение на четвереньках, ходьба, бег.
Если классифицировать упражнения, которые используются в ЛФК, то их можно разделить следующим образом:
- Упражнения для растягивания мышц. Цель упражнений — снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения и развитие костно-мышечной системы.
- Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
- Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
- Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
- Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
- Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
В медицинском центре «Первый шаг» вы можете записаться на занятия лечебной физической культурой более чем к 5 разных специалистам, а также выбрать русского или китайского инструктора.
Каждый инструктор имеет богатый опыт работы с детьми и свой профиль — кто-то проходил дополнительное обучение по Войта-терапии, кто-то по Бобат-терапии или по другим направлениям. Вне зависимости от специализации, все они отлично ладят с детьми и прекрасно знают свое дело.
Записаться на ЛФК в Казани очень просто — достаточно обратиться в медицинский центр «Первый шаг». Для этого позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-500-54-86, или закажите обратный звонок. Кроме того, на все ваши вопросы может ответить наш онлайн-консультант.
Источник: https://1shag.org/method/lfk/
Лфк при дцп: как правильно делать
Детский церебральный паралич – это тяжёлое заболевание неврологического типа, при котором поражается головной мозг. Патология может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или после появления на свет. В любом случае болезнь следует обязательно лечить, чтобы можно было улучшить самочувствие ребёнка и приспособить его к дальнейшей жизни.
Чем раньше начнётся терапия, тем легче она будет проходить. При этом во время лечения используется комплексный подход, то есть, применяются сразу несколько методов, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.
Обязательной составляющей терапии является ЛФК при ДЦП, потому как в этом случае ребёнок будет активно двигаться и развивать своё тело. При этом важно правильно подобрать упражнения, чтобы они не привели к отрицательному результату.
Причины появления ДЦП
Церебральный паралич нередко встречается в детском возрасте, к примеру, в России приходится примерно 6 больных детей на 1000 здоровых. При этом родители часто интересуются вопросом, что именно вызывает такое опасное заболевание, как ДЦП.
Ведь даже при планировании беременности люди беспокоятся о том, чтобы обезопасить будущего ребёнка от влияния негативных факторов. Существует немало причин, которые приводят к возникновению детского церебрального паралича, при этом в них важно разобраться.
Провоцирующие факторы:
- Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное может произойти под влиянием разных факторов, в частности из-за гипоксии. В данной ситуации происходит кислородное голодание, которое преимущественно наблюдается в период внутриутробного развития. Нередко оно связано с проблемной беременностью. Возможно, нарушено плацентарное кровообращение, наблюдается поздний токсикоз или начинаются инфекционные заболевания. Как итог, под влиянием негативных факторов структуры головного мозга не имеют возможности полноценно развиваться.
- Хронические или острые болезни матери. К ним можно отнести анемию, пороки сердца, а также ожирение. Помимо этого, беременность может осложнить сахарный диабет и гипертония. В любом случае важно позаботиться о лечении болезней, а также поддерживать своё здоровье в нормальном состоянии. Женщине можно порекомендовать в обязательном порядке посещать врача, если она вынашивает ребёнка.
- Родовые травмы, которые повреждают структуры головного мозга. Они могут появиться в той ситуации, когда у женщины пониженная родовая деятельность. Также к ним приводит узкий таз, затяжные или скоротечные роды, продолжительный безводный период.
- Конфликт резус-фактора крови матери и ребёнка. В этой ситуации у малыша появляется ядерная желтуха. Она в свою очередь может привести к возникновению ДЦП.
- Ошибки медицинского персонала, совершённые при родах. Из-за них часто страдают дети и обретают серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Важно обращаться в хорошие клиники, если хочется, чтобы роды прошли без осложнений.
- Недоношенность и недостаточный вес у новорожденного. По возможности важно не допускать того, чтобы роды прошли преждевременно.
Если болезни избежать не удалось, тогда родителям важно позаботиться о лечении. Следует подготовиться к длительному реабилитационному периоду, потому как без него не удастся адаптировать малыша к окружающей среде.
При этом потребуется заниматься как физическим состоянием несовершеннолетнего, так и психическим развитием.
Во всех случаях врачи рекомендуют делать ЛФК при ДЦП, потому как гимнастика позволяет добиться хороших результатов.
Родители должны тщательно контролировать процесс выполнения упражнений и поддерживать ребёнка. Естественно, конкретный комплекс определяется в зависимости от возраста и состояния пациента.
Для чего необходима физическая нагрузка
Если у ребёнка диагностировано ДЦП, тогда ему будет сложно выполнять конкретные действия, при этом будут непроизвольно осуществляться нежелательные движения.
Именно поэтому требуется лечебная гимнастика, потому как она помогает укрепить организм и научить человека контролировать своё тело.
Важно понимать, что пациенты с церебральным параличом вынуждены постоянно выполнять физические упражнения. Они нужны не только на раннем этапе, но и в течение всей жизни.
При выполнении физических упражнений обязательно потребуется обучать несовершеннолетнего бытовым навыкам и умением. Он должен учитываться обслуживать себя настолько, насколько это возможно. При этом потребуется знакомить детей с трудом, это является отдельным способом терапии.
При этом важно будет соблюдать конкретные принципы лечебной физкультуры:
- Все упражнения потребуется выполнять регулярно, потому как крайне важно, чтобы занятия проходили непрерывно. Следует понимать, что мышечная память достаточно быстро забивает конкретные моменты. Следовательно, они должны систематически выполняться, чтобы можно было достигнуть наилучшего результата.
- Обязательно нужно плавно увеличивать нагрузку. Не нужно сразу переходить от лёгких упражнений к сложным. Всё должно происходит постепенно, потому как ребёнку нелегко справляться с гимнастикой.
- Индивидуальный подход. Если у малыша имеется ДЦП, тогда конкретные упражнения должны подбираться индивидуально. Групповой подход исключается, потому как нужно учитывать особенности пациента.
Естественно, при назначении ЛФК при ДЦП обязательно нужно будет учитывать возраст ребёнка и тяжесть заболевания. Если правильно подобрать лечебный комплекс, тогда удастся достигнуть различных целей. В частности, упражнения будут предотвращать возникновение спаек между нервными корешками. Они станут укреплять организм и делать пациента здоровее.
Также удастся активировать ослабленные мышцы и устранить искривление позвоночника. Ещё одна польза физических упражнений в том, что они способны улучшать кровообращение, а также стимулировать мозговую деятельность.
Направления ЛФК при детском церебральном параличе
Прежде чем переходить к упражнениям, родителям важно понять, что лечебная физкультура имеет несколько самостоятельных направлений. При этом они не всегда относятся к гимнастике. Используются и другие лечебные формы, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.
Выделяются упражнения следующих групп для:
- поддержки и улучшения двигательной функции.
- укрепления суставов.
- улучшения мимики и контроля над эмоциями.
- коррекции дыхания.
- брюшных мышц.
- туловища и области шеи.
Непосредственно лечебный комплекс может состоять из следующих аспектов. Может применяться растягивание для ребёнка, использоваться ходьба и контроль над положением тела. К слову, достаточно часто врачи рекомендуют выполнять йогу, естественно, с ориентировкой на самочувствие пациента.
Упражнения для двигательной функции
Как можно понять из названия, данные упражнения ЛФК при ДЦП применяются для того, чтобы поддерживать двигательную активность ребёнка. Родителям можно ознакомиться с конкретным комплексом упражнений, которые будут использоваться для пациентов.
Разновидности упражнений:
- Врач должен встать перед пациентом, а затем положить его руки к себе на плечи. При этом малыш должен сидеть на пятках. Теперь ребёнок обязан попытаться встать на колени из исходного положения.
- Важно, чтобы малыш научился переносить вес с одной нижней конечности на другую. Врач должен поддерживать малыша за подмышки, при этом он находится сзади. Специалист обязан плавно перемещать малыша то влево, то вправо. Это нужно для того, чтобы человек научился переносить вес с одной ноги на другую. Когда совершается перенос, потребуется одну ногу оторвать от пола, при этом руки разведены в стороны.
- Малышу нужно научиться разгибать колени. Ребёнку потребуется находиться в сидячем положении, при этом он должен быть на корточках. Специалист обязан надавить на колени ребёнка своими руками, а затем медленно наклонить туловища пациента. При этом в таком положении колени должны самостоятельно разогнуться.
- Обязательно нужно научить ребёнка вставать. Исходное положение – малыш обязан сидеть на стуле. При этом доктор должен встать перед несовершеннолетним, при этом ему нужно слегка наступить на ноги пациента. Естественно, от этого не должно возникнуть дискомфорта и боли. Руки ребёнка нужно поднять вверх, специалист должен их слегка тянуть. В этом случае произойдёт самостоятельный подъём со стула.
- Ребёнку с ДЦП необходимо тренировать равновесие. Ему следует стоять, при этом одну ногу нужно выставить немного вперёд. Важно, чтобы при упражнении присутствовало два взрослых человека. Один встанет лицом перед малышом, а другой будет у него за спиной. При этом нужно поочерёдно производить толчки, они делаются не диагонально, а напрямую в спину и в грудь.
Крайне важно будет научить малыша делать первые шаги. Ему нужно будет стоять, после этого врач будет слегка тянуть пациента за руку. Его нужно толкать в разные стороны, чтобы он сделал шаг. Также важно осуществлять давление стопами. Малышу нужно лечь и согнуть ноги в коленях. Врач должен наблюдать за тем, чтобы стопы давили на поверхность пола. Это поможет повысить опороспособность.
Непосредственно для мышц туловища полезно выполнять покачивания. Малыш будет лежать на спине, при этом врач фиксирует тело двумя руками. После этого он начнёт выполнять покачивающие движения то влево, то вправо. После этого нужно задействовать голову, поворачивая её в разные стороны.
Конкретные упражнения будет определять специалист, потому как он обязан учесть индивидуальные особенности ребёнка. Естественно, начинать потребуется с простого, а потом постепенно усложнять все действия. Если комплекс упражнений будет правильно подобран, тогда состояние ребёнка будет постепенно улучшаться.
Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/dtsp/lfk.html
Лфк для детей с дцп: основные рекомендации
Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.
В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:
- развивать непосредственность и легкость торможения движений;
- уменьшает гипертонус мышечной ткани;
- позитивно влияет на координацию движений;
- способствует улучшению подвижности суставов;
- приобретать необходимые в быту навыки;
- благотворно влияет на возможность самообслуживания.
Важно! Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте. ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.
Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.
Комплексы упражнений
Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:
- Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
- Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
- Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
- Программа для совершенствования антагонистических мышц.
- Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
- Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
- Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.
Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.
В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:
- занятия должны быть регулярными;
- подход – индивидуальным к каждому ребенку;
- следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
- увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
- при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.
Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.
Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.
Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:
- классический,
- сегментарный и
- точечный.
Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.
Стоит отметить, что массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.
Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.
Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.
Применяются следующие способы стимуляции:
- непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
- валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
- катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
- глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
- растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
- легкое поколачивание, пощипывание.
Вспомогательные тренажеры
К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:
- Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
- Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
- Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.
Бассейн для детей с ДЦП
Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.
Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:
- Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
- При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
- Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
- Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.
На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.
Источник: https://Fiziotera.ru/lfk-dlya-detei-s-dcp/
Лечебная физическая культура при ДЦП: основные комплексы упражнений
Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о методике лечения ДЦП В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.
ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.
При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.
Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП.
Что это?
Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.
Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:
- Обучение ребенка бытовым умениям;
- Познание больным элементарной трудовой деятельности;
- Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.
Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.
Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.
Принципы методик
ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:
- Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
- Отсутствие длительных перерывов;
- Постепенное увеличение физической нагрузки;
- Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
- Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.
Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!
Роль занятий
ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:
- Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
- Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
- Активизирование ослабленных мышц;
- Борьба с искривлением позвоночного столба;
- Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
- Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.
Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.
Какие занятия включает в себя?
Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:
- Для расслабления;
- Для улучшения динамики;
- Для стимуляции действий;
- Упражнения в положении лежа, сидя;
- Занятия игрового типа и др.
Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны
Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:
- Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
- Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
- На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
- Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…
Занятия для стимулирования двигательного аппарата
Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:
- Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
- Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
- Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
- Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
- Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
- Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.
Занятия для развития движений в суставах
Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:
- Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
- Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
- Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
- Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
- Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
- Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.
ЛФК для детей с ДЦП видео:
Занятия для живота
Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:
- Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
- Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
- Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.
Занятия, необходимые для растяжки
Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:
- Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
- Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
- Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
- Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.
Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!
Все эти упражнения на растяжку направлены на:
- Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
- Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
- Укрепление мышц рук и ног.
Занятия для расслабления
Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком.
Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой).
Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).
Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.
Занятия для корректировки дыхания
Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):
- Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
- Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
- Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.
Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!
На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.
Источник: https://blog-travuscka.ru/dvizhenie-i-sport/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-pri-dcp-osnovnye-kompleksy-uprazhnenij.html
Лфк для детей с дцп
Основное условие лечения: занятия должны быть регулярными. Врач, подбирая программу для пациента основываясь на его интеллектуальном развитии, возрасте и осложнения заболевания.
Для тренировки плохо развитых и скованных мышц тела у больных детей в реабилитационный комплекс включают специально разработанные программы ЛФК при ДЦП. Также можно данные упражнения добавить во время профилактики заболевания.
Одному эту болезнь не победить, нужен комплексный подход к лечению детского церебрального паралича. Пациенты, страдающие этим заболеванием, обязательно должны заниматься лечебной физкультурой, эти упражнения значительно укрепляют мышечную систему.
Влияние лечебно физической культуры
Несколько видов упражнений ЛФК для детей с ДЦП отлично восстанавливают здоровье. В ходе занятий обменные процессы начинают действовать, улучшается мозговая деятельность и сердечная система. Комплекс лечебной программы ЛФК при ДЦП состоит из нескольких процедур:
- ЛФК.
- Массажи.
- Процедуры закаливания.
- Поэтапная растяжка.
- Мануальная терапия.
- Тренировка для нормальной ходьбы.
Программа ЛФК для детей с ДЦП подбирается для каждого индивидуально. В эти занятия обязательно входят: игры с мячиком, расслабляющие упражнения, занятия в сидячем и лежащем положении, а также стимулирующие небольшие нагрузки.
Интересно! Если у ребенка стоит диагноз спастическая диплегия, тогда занятия должны обязательно сопровождаться непрерывными движениями.
Виды комплексных упражнений
В программы ЛФК для с ДЦП входят несколько занятий, к которым можно отнести:
- Поэтапная растяжка мышц, для этого следует раскачивать верхние и нижние конечности тела с плавным ускорением.
- Фиксирование рук и ног с помощью шин в одном положении.
- Расслабляющие упражнения для мышц. Необходимо фиксировать конечности поочередно. В итоге ослабляется высокий тонус мышц и уменьшается количество хаотичных взмахов и поддерживаний.
- Ходьба. Ее можно делать на одном месте или осуществлять по кругу помещения. Таким образом, ребенок учится ходить правильно.
- Плавное разгибание и сгибание, в области суставов с массированием мышц.
- Подъем по наклону. Это упражнение осуществляется только при помощи инструктора. Эта процедура хорошо тренирует мышцы ног и пресса, а также учит малышей удерживать равновесие.
- Упражнения на выработку выносливости (прыжки на батуте, скакалка, прохождение туннелей).
Важный момент! Вся процедура происходит только под руководством инструктора ЛФК для детей с ДЦП.
Как действует массаж в лечебной методике?
Также в комплексные упражнения ЛФК для детей ДЦП входят массажные процедуры. Они эффективно помогают пациентам расслабиться, улучшают кровообращение, приводят в норму обменные процессы и убирают спазмы. Чтобы улучшить состояние опорно-двигательного аппарата нужно использовать несколько видов массажа:
- точечный;
- сегментарный;
- классический.
После первого знакомства с методиками массажа, родители могут его делать малышу самостоятельно дома. Этим процедурам учат на специализированных курсах.
Также недавно разработан еще один комплекс упражнений ЛФК с детьми ДЦП. К этим процедурам можно отнести:
- Непрерывное поглаживание конечностей, это быстро расслабляет мышцы.
- Валяние благотворно влияет на большие области тела.
- Катание, хорошо действует на плечевые и тазобедренные суставы.
- Легкое поколачивание, способствует быстрому расслаблению мышц.
- Растирание тела при помощи ладони, эта процедура отлично стимулирует мышцы спины, бедер и ягодиц.
- Поглаживания прерывные, хорошо держат в тонусе все мышцы.
Важный момент! Все упражнения и массажи должны быть дозированы, увеличивать их продолжительность нужно постепенно, по мере улучшения состояния пациента.
Водные процедуры в бассейне
Занятия ЛФК с детьми ДЦП должны быть разными, в этот комплекс входят водные процедуры. Маленькие детки любят воду, но этот процесс должен длиться не более получаса, потому что мышцам нельзя переутомляться.
Занятия должны быть системными, в день их можно делать 2-3 раза, разовое посещение бассейна будут не эффективным. К водным процедурам нужно приучать малышей постепенно.
В любой программе ЛФК для детей с ДЦП существуют упражнения на воде. Эти процедуры проводятся только под контролем инструктора. В них входят:
- Окунание тела в воду по плечи.
- Легкое покачивание на воде.
- Водная гимнастика (горизонтальное положение на животе, взмахи руками и ногами).
Дополнительные тренажеры
Существуют несколько видов тренажеров ЛФК для детей с ДЦП. Например, коврик с ребристой поверхностью. Ребенка следует по не многу приучать ходить по нему босиком.
Благодаря экспандеру можно быстро разработать моторику у деток. Также можно для этого использовать маленькие мешочки с пшеном или рисом.
Прыгуны и ходунки, специально разработанные для малышей с детским церебральным параличем, у них есть ортопедические вставки. Перед покупкой дополнительных тренажеров необходимо проконсультироваться с врачом.
Инструктор ЛФК для детей с ДЦП помогает каждому ребенку делать упражнения правильно, поддерживая его морально и физически.
Интересно! Все программы лечебной физкультуры разрабатывались группой медиков и ученых, которые учитывали все сложности и нюансы заболевания.
Теперь у родителей есть отличная возможность вылечить своих малышей в реабилитационном центре «САКУРА». При регулярных занятиях ЛФК для детей с ДЦП — лечебной гимнастикой, массажами и водными процедурами эффект получается максимальным.
После этих упражнений у пациента входят в тонус сразу несколько групп мышц, повышается иммунитет, а также улучшается кровообращение и обмен веществ. Малышам необходимы эти процедуры, они хорошо влияют на их здоровье.
Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.
Полезные статьи:
- SWASH для лечения ДЦП
- Коррекция двигательных возможностей
Источник: https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/lfk-dlya-detei
Дцп энциклопедия — общие рекомендации по проведению лфк при дцп
В зависимости от развития патологического процесса обычно различают параличи, развившиеся внутриутробно, родовые (болезнь Литтля), и параличи, развившиеся в первые годы жизни после дифтерии, скарлатины, энцефалита, и др.
При этих формах детских церебральных параличей расстройство движений проявляется гемиплегией, диплегией, параплегией. При диплегической форме поражаются обе верхние и нижние конечности. При параплегиях поражаются нижние конечности.
При гемиплегии поражаются мышцы одной половины тела.
Ребенок с параличами нижних или верхних конечностей лишен возможности производить движения, которые являются биологическими стимуляторами роста, развития и формирования организма. Поэтому он отстает в развитии, поздно начинает сидеть, стоять, с трудом передвигается.
Повышенный тонус мышц, особенно нижних конечностей, в значительной степени усиливает двигательные расстройства.
Так, в тяжелых случаях заболевания при попытке развести ноги спастически напряженные приводящие мышцы вызывают мощную аддукторную контрактуру.
Развивается сгибательная контрактура тазобедренных суставов, коленных суставов и конско-коcолапая стопа, бедра находятся в положении ротации кнаружи.
Такие дети трудно поддаются лечению, и с возрастом происходит лишь незначительное.
В легких случаях степень двигательных расстройств менее выражена, поэтому и болезнь обнаруживают не сразу, а преимущественно в связи с запаздыванием в развитии.
У этих детей при ходьбе бедра повернуты внутрь, колени вследствие спазма аддукторов прижаты друг к другу, больной наступает на пол не всей ступней, а лишь пальцами и передвигается с трудом.
Тонус мышц рук также повышен, они приведены к туловищу, слегка согнуты в локтевых суставах; кисть, а часто и пальцы согнуты, реже разогнуты. Сила мышц рук снижена, объем движений ограничен. Движения в кисти и пальцах часто бывают лучше сохранены, чем в проксимальных отделах.
Лечебная физическая культура является основным методом восстановления функции движений у больных детей.
При выраженных мышечных спазмах применяют с целью более успешного развития двигательной функции этапные гипсовые повязки, позволяющие снизить степень спазматических проявлений; особенно важно уменьшить спазм приводящих мышц бедра.
При образовании стойких контрактур необходимо оперативное вмешательство для удлинения сухожилий, укорочение которых ограничивает движения в том или ином суставе.
Из методов лечебной физической культуры наибольшее значение имеет лечебная гимнастика, дополняемая прогулками и играми на свежем воздухе.
Необходимо учитывать, что дети с параличами отстают в общем развитии, и поэтому главная задача лечебной физической культуры — общеоздоровительное и общеукрепляющее влияние.
В связи с этим в процедурах лечебной гимнастики следует предусматривать физическую нагрузку и для здоровых мышечных групп, а не ограничиваться специально подобранными упражнениями для паретичных конечностей.
Характер процедур зависит от возраста ребенка. Детям от 2 до 5 лет, у которых еще не развиты дифференцированные движения, назначают пассивные движения и массаж. Для развития некоторых движений паретичными конечностями можно прибегать к поощрениям (конфеты, игрушки и др.).
Лечебную физическую культуру назначают на весь период роста и развития детского организма (до 14-15 лет) с целью как общего укрепления, так и восстановления функций движения и опоры паретичных конечностей.
Лечебную гимнастику и массаж (курсами) применяют систематически и настойчиво в течение многих лет в зависимости от тяжести заболевания и успеха лечения.
Лечебной гимнастикой чаще занимаются индивидуально.
Если сохранились движения, позволяющие ребенку участвовать в групповых занятиях, необходимо, чтобы он их посещал, так как такие занятия более активно стимулируют функцию движения в связи с повышением у больного интереса к ним, большим разнообразием упражнений, положительными эмоциями, использованием элементов соревнования и пр. Однако должно быть отведено специальное время и для дополнительных индивидуальных упражнений лечебной гимнастикой.
Учитывая возрастные особенности организма и недостаточное физическое развитие детей с параличами, при выполнении гимнастических упражнений, как пассивных, так и активных, а также во время массажа надо избегать грубых элементов.
Основные задачи лечебной гимнастики — это растяжение спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных антагонистов.
Иногда для достижения первой цели пользуются некоторыми приспособлениями, например при аддукторной контрактуре бедра — специальным стулом или конем, на которого больной садится верхом.
Проводить занятия лечебной гимнастикой с детьми следует интересно и живо.
Специальные упражнения для паретичных конечностей нужно чередовать с упражнениями в игровой форме: можно использовать перебрасывание мячей различных размеров, игры с мячом, эстафетные игры (иа месте и с передвижением), надо убедить ребенка, чтобы он пользовался больной рукой и старался ею все делать. Ему предлагают лепить из пластилина, раскрашивать картинки, вырезать ножницами разные фигуры, выпиливать что-нибудь лобзиком и т. д. Необходимо уделять также серьезное внимание обучению правильному шагу, используя рисунок пола, ковра и др. При занятиях лечебной гимнастикой упражнения выполняют в положении лежа, сидя и стоя в зависимости от состояния функции движения. Продолжительность индивидуальной процедуры от 30 до 40 минут.
Полезно пребывание ребенка на свежем воздухе, в загородных условиях. При индивидуальных показаниях разрешаются дозированные ходьба на лыжах, плавание и гребля.
Источник: https://www.sites.google.com/site/dcpizlecim/metodologii-lfk/obsie-rekomendacii-po-provedeniu-lfk-pri-dcp