Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.
Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.
В 25 % состояние диагностируется в детском возрасте. Нарастающий темп жизни требует увеличение работоспособности в учёбе. Появления новых видов гаджетов нагружают нервную, опорно-двигательную, зрительную системы.
- ВСД — это «поломка» в работе сосудистой системы организма, что, в свою очередь, влечёт за собой недостаток притока кислорода к тканям.
- Новый термин ВСД – вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония был введен с 2005 года.
- Наша статья позволит раскрыть все симптомы данного заболевания, понять причину и, самое главное, лечение этого недуга.
Причины ВСД:
- стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
- гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет. Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;
- родовые травмы, послеродовые осложнения. Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;
- нарушения регуляции центров головного мозга. Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;
- интенсивные физические нагрузки.
Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.
Основные жалобы:
- головные боли;
- головокружения;
- шум в голове;
- снижение способности к концентрации внимания;
- боли в сердце;
- предобморочные состояния;
- повышения артериального давления;
- понижения артериального давления;
- чувство нехватки воздуха;
- быстрая утомляемость;
- повышенная потливость;
- чувство онемения рук, стоп;
- учащённое сердцебиение;
- боли в животе.
Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.
Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.
Течение вегетососудистой дистонии может быть:
- пароксизмальным;
- перманентным.
Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:
- резкое побледнение или покраснение кожи лица;
- повышение кровяного давления;
- учащённое сердцебиение.
Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.
Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».
Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.
Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.
При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.
Типы ВСД
Виды ВСД:
- гипотензивный;
- гипертензивный;
- кардиальный;
- смешанный.
Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.
Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.
Ещё один вариант ВСД – кардиальный. Основной симптом — боли в области сердца.
Дополнительные признаки:
- учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
- изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
- перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.
Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.
- ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
- Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
- В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.
Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.
При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.
Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.
Питание
Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.
Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:
- печёный картофель;
- бананы;
- творожные продукты;
- орехи;
- мёд;
- изюм, сухофрукты;
- крупы;
- петрушка.
Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.
Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:
- ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
- употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
- исключить маринованные, солёные продукты;
- исключить крепкий чай, кофе.
Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.
Фитотерапия
Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:
- пустырник, валериана;
- пион;
- мята;
- берёзовый гриб.
В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.
Медикаментозные способы лечения:
Ноотропы
Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.
Яркие представители этой группы:
- Пирацетам. Назначается при головокружении, головных болях. Способствует улучшению памяти. Разрешён детям с 1 года.
- Винпоцетин. Имеет сосудорасширяющее действие. Способствует обогащению мозга кислородом. Лучше назначать подросткам с 12 лет.
- Фенибут. Его очень любят назначать неврологи при заиканиях и тиках. Обладает ярким седативным эффектом.
- Пантогам. В его основе — витамин В15. Препарат обладает достаточным седативным эффектом, улучшает работу мозговых структур. Разрешён детям всех возрастов.
- Церебролизин. Улучшает запоминание, обучаемость. Используется при неврологических заболеваниях, обусловленных повреждением мозговых структур. Возможно применение с рождения.
Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».
Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.
Препараты этой группы:
- Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
- Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
- Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.
Адаптогены
Эту группу препаратов можно отнести к фитотерапии, так как они произведены на основе растительных компонентов.
Их действие:
- нормализуют работу центральной нервной системы;
- ускоряют обмен веществ;
- улучшают протекание эндокринных процессов;
- разные виды адаптогенов могут обладать как расслабляющим действием, так и тонизирующим.
Представители:
- корень женьшеня;
- элеутерококк;
- лимонник;
- радиола розовая;
- эхинацея.
Любой лекарственный препарат для ребёнка следует применять только по инструкции. На приём фитопрепаратов возможно развитие аллергической реакции.
Данные препараты могут выпускаться в виде настоек и жидких экстрактов.
Настойки содержат в своём составе спирт, что не очень хорошо для ребёнка. Для детей лучше покупать в виде жидкого экстракта.
Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.
Адаптогены в спорте просто незаменимы. У спортсменов они повышают работу мышц, облегчают тренировочный процесс, ускоряют метаболизм. Ребёнок испытывает прилив сил и энергии.
Самыми полезными для нервной системы являются витамины группы В. Они улучшают работу мозга в общем и нейронов в частности, обладают успокаивающим эффектом. Помогают восстанавливаться нервной системе.
Самым распространённым комплексом витаминов является препарат Нейромультивит. Это средство рекомендуется только с подросткового возраста.
В целом, диагноз «вегетососудистая дистония» обозначает совокупность множества симптомов. И может отражать неправильный жизненный ритм ребёнка. Старайтесь правильно организовать день вашего чада, чтобы он мог полноценно отдыхать. Тогда он никогда не узнает, что такое лекарства.
Оценка статьи:
(2
Источник: https://kroha.info/health/disease/vegetososudistaya-distoniya-u-detej
Синдром вегетативных дисфункций у детей: мифы и реальность
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) и его проявления у детей до сих пор вызывают большое количество вопросов, на которые существует такое же множество ответов, причем не всегда однозначных.
Достаточно сказать, что только в поисковых системах Интернета находится 214 000 русскоязычных сайтов, посвященных СВД, и 10 600 000 англоязычных сайтов, освещающих вопросы нарушений вегетативной нервной системы (disorders of autonomic nervous system). Добавим, что если за 1951–1960 гг.
было всего 68 публикаций, то в 2001–2008 можно найти 10 623 публикации о вегетативной дисфункции (рис. 1).
Обилие информации по данной теме не исключает существование определенных мифов как среди пациентов, так и среди практикующих врачей. В настоящей публикации авторы предприняли попытку определить сущность СВД у детей и развеять наиболее часто встречающиеся мифы относительно данной проблемы.
Миф первый: СВД не является самостоятельной нозологической единицей. Однако, согласно Международной классификации болезней (10 пересмотр) в классе «Болезни нервной системы», в блоке «Другие нарушения нервной системы» под кодом G90.8 имеется определение «Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы», что и означает СВД.
Миф второй: СВД — приобретение ХХ века. На самом деле изучение функциональной патологии, проявляющейся расстройствами сердечной деятельности, уходит корнями в ХIХ век, когда в 1871 году Да Коста Джекоб Мендес (1833–1900 гг.
), американский терапевт, описал «возбудимое сердце» молодых солдат, участвующих в Гражданской войне в США, названное синдромом Да Коста. В нашей стране основы в изучение физиологии и клиники вегетативной нервной системы заложили такие выдающиеся ученые, как С. П. Боткин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А. П. Сперанский, К. М. Быков.
В начале ХХ века (1916 г.) российский ученый В. Ф. Зеленский в «Клинических лекциях» описал симптоматику невроза сердца. Современными представлениями об организации вегетативной нервной системы, а также клинической вегетологии мы, действительно, во многом обязаны ученым, работавшим в ХХ веке.
Лечащий врач ХХI века, встретившись с проблемами вегетативных дисфункций, не может обойтись без работ А. М. Вейна и Н. А. Белоконь, в которых можно найти разъяснения практически по всем клиническим случаям.
Миф третий: в основе вегетативных дисфункций лежит усиление активности одного отдела за счет подавления другого.
Данное представление — «принцип весов» — отражает правило двойной иннервации, при которой симпатическая и парасимпатическая системы оказывают противоположное влияние на рабочий орган (расширение и сужение сосудов, учащение и замедление сердечного ритма, изменение просвета бронхов, перистальтика и секреция органами желудочно-кишечного тракта).
Однако в физиологических условиях усиление воздействий одного из отделов вегетативной нервной системы приводит к компенсаторному напряжению в регуляторных механизмах другого, что переводит систему на новый уровень функционирования, восстанавливая соответствующие гомеостатические параметры.
Важнейшую роль в этих процессах играют как надсегментарные образования, так и сегментарные вегетативные рефлексы. В состоянии перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям со стороны другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дисфункции.
Миф четвертый: ведущая роль в этиологии вегетативных дисфункций принадлежит стрессу. На самом деле, СВД полиэтиологичен, при этом среди множества причин можно выделить как врожденные, так и приобретенные особенности:
- наследственно-конституциональные особенности деятельности вегетативной нервной системы (аутосомно-доминантный тип наследования);
- неблагоприятное течение беременности и родов, способствующее нарушению созревания клеточных структур надсегментарного аппарата, натальным травмам ЦНС и шейного отдела позвоночника (гипертензионно-гидроцефальный синдром, вертебрально-базилярная недостаточность);
- психоэмоциональные особенности личности ребенка: повышенная личностная тревожность, депрессивные нарушения, ипохондрическая фиксация на состоянии собственного здоровья;
- психоэмоциональное напряжение (патологические внутрисемейные отношения, неправильная воспитательная тактика, включая гиперопеку, конфликтные ситуации в школьном окружении, пребывание в девиантных неформальных группах);
- постнатальные повреждения центральной нервной системы (травмы черепа, опухоли, инфекции);
- умственное и физическое переутомление (занятия в специализированных школах, спортивных секциях с участием в соревнованиях);
- гипокинезия (малоподвижный образ жизни, приводящий к резкому снижению толерантности к динамическим нагрузкам);
- гормональный дисбаланс (пре- и пубертатный период, врожденные и приобретенные заболевания желез внутренней секреции);
- острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции (тонзиллит, кариес зубов, гайморит);
- патологическое влияние продуктов горения табака, пивной алкоголизации, токсико- и наркомании, приводящее к дестабилизации вегетативной нервной системы вследствие токсического и психоневротического воздействия;
- другие причины развития вегетативных дисфункций: шейный остеохондроз, оперативные вмешательства и наркоз, неблагоприятные метеорологические условия, избыточная масса тела, увлечение просмотром телепередач, компьютерными играми.
Миф пятый: клинически СВД проявляется преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы. Действительно, сердечно-сосудистые проявления («дистония») присутствуют при различных вариантах вегетативных дисфункций.
Однако в диагностике следует помнить и учитывать другие многочисленные клинические проявления данной патологии: состояние кожных покровов, нарушения терморегуляции, цефалгии, изменения со стороны дыхательной системы вплоть до гипервентиляционного феномена (псевдоастматический приступ), симптомы дисфункции желудочно-кишечного тракта как диспептического, так и болевого характера, нарушения мочеиспускания.
Для практикующего врача достаточно сложными в плане диагностики являются такие клинические проявления, как вегетативные пароксизмы («панические атаки», «вегетативный криз»), критериями которых являются: пароксизмальность, полисистемные вегетативные симптомы, эмоционально-аффективные расстройства.
В детском возрасте отмечается преобладание в структуре приступа вегетативно-соматических проявлений над собственно паническими, эмоциональными переживаниями, при этом по мере взросления ребенка уменьшается вагальная направленность реакций, возрастает симпатический компонент в пароксизмах, отражая общую интенсификацию гуморального звена регуляции. Недостаточно изученной проблемой в детской вегетологии, при особой значимости и высокой распространенности (от 15 до 50% детей и подростков по данным И. В. Леонтьевой имели в анамнезе как минимум один обморок), остаются синкопальные состояния: вазовагальные, ситуационные, нагрузочные и ортостатические, патологические механизмы которых включают вегетативные компоненты.
Миф шестой: клинические проявления вегетативной дисфункции характерны исключительно для подросткового возраста.
Вегетативная дисфункция является одним из наиболее распространенных заболеваний среди подростков, частота ее в популяции мальчиков, по данным различных авторов, колеблется от 54,6% до 72,6%, а среди девочек от 62,4% до 78,2%.
Косвенно о состоянии заболеваемости можно судить и по числу публикаций по данной проблеме среди детей различного возраста: число статей о проявлениях СВД в подростковом возрасте более чем в 7 раз превышает число публикаций о клинических особенностях синдрома у новорожденных (рис. 2).
Возможно, это связано с трудностями объективной диагностики вегетативной дисфункции в неонатологии.
Однако внимательный клиницист уже в период новорожденности может выявить симптомы вегетативных расстройств: «мраморность» кожи, цианоз носогубного треугольника или конечностей, нарушения терморегуляции, срыгивания, рвота, «кишечные колики», нарушения ритма сердца или процессов реполяризации на ЭКГ.
Вегетативные сдвиги усугубляются к 4–7 годам, и, как правило, преобладает парасимпатическая направленность, сопровождающаяся боязливостью, нерешительностью поведения, повышением массы тела.
Наконец, в пубертатном возрасте отмечается третий «пик» проявлений вегетативной дисфункции, сопровождающийся бурными эмоциональными проявлениями, личностными расстройствами, что приводит к более частой обращаемости за врачебной помощью и, соответственно, к более частой регистрации заболевания.
Миф седьмой: объективно оценить состояние вегетативной нервной системы практическим врачом невозможно.
Действительно, диагностика СВД во многом субъективна и зависит от клинического мировоззрения и опыта врача, так как в основном основывается на клинической симптоматике (оценка вегетативного статуса по таблицам и вопросникам А. М. Вейна, модифицированных для детей Н. А. Белоконь, 1987).
В настоящее время в педиатрии для характеристики вегетативного тонуса используются математические модели оценки вегетативных показателей: индекс Кердо, анализ вариабельности ритма сердца с расчетом статистических показателей (индекс напряжения по Р. М. Баевскому).
Согласно стандартам, выработанным на совместном заседании Европейской и Североамериканской кардиологических ассоциаций в 1996 году, для клинических исследований вариабельность ритма сердца рекомендуется оценивать по четырем основным показателям:
- SDNN (standard deviation of the NN interval) — стандартное отклонение длительности нормальных R-R в 24-часовой записи ЭКГ;
- SDANN (standard deviation of the average NN interval) — показатель стабильности вариабельности ритма сердца;
- HRV-index — триангулярный индекс вариабельности ритма сердца;
- RMSSD (the square root of the mean squared differences of successive NN intervals) — вычисляется как корень квадратный из суммы квадратов разностей последовательных пар интервалов R-R, включая и аномальные.
В последние годы возможности математической оценки вариабельности сердечного ритма расширились за счет применения спектрального анализа с выделением определенных составляющих: очень низкочастотной (Very Low Frequency — VLF), отражающей степень активации церебральных эрготропных систем, низкочастотной (Low Frequency), характерной для симпатических влияний, и высокочастотной (High Frequency), с помощью которой описывают вагусные влияния.
Значительно расширяет возможности объективной оценки вегетативной дисфункции применение нагрузочных проб, позволяющих охарактеризовать вегетативную реактивность и вегетативное обеспечение деятельности (физической — при применении пробы с дозированной физической нагрузкой, проб положения — ортостатическая проба, умственной и эмоциональной). Для регистрации вегетативных сдвигов используются параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем: частота сердечных сокращений, вариабельность ритма сердца, величина артериального давления (АД), частота дыхания. Исследуемые показатели регистрируются в покое (вегетативный тонус) и при выполнении деятельности (вегетативное обеспечение, которое может быть нормальным, избыточным или недостаточным и отражает состояние эрготропных аппаратов). Внедрение 24-часового мониторирования артериального давления в педиатрическую практику, оценка суточного ритма АД позволили открыть новую страницу в объективизации оценки вегетативной регуляции сосудистого тонуса.
Таким образом, применение комплексного клинико-экспериментального подхода с использованием функционально-динамического исследования вегетативного статуса, тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности позволит лечащему врачу выявить сдвиги в гомеостатических параметрах организма и оценить состояние его адаптационных механизмов при вегетативной дисфункции.
Миф восьмой: терапия детей и подростков с СВД малоэффективна.
Успех лечения детей во многом зависит от своевременности и адекватности проводимой терапии, она должна быть комплексной, длительной, с учетом возраста и клинических проявлений заболевания, с активным участием самого больного и его окружения.
Предпочтение должны иметь немедикаментозные методы коррекции в сочетании с общережимными и психотерапевтическими мероприятиями, тогда как медикаментозное лечение должно включать минимальное число индивидуально подобранных препаратов.
Немедикаментозные методы:
- нормализация режимов труда и отдыха, с обязательными двигательными нагрузками, занятиями физкультурой, ограничением времени просмотра телепередач и пребывания за компьютером, возможно занятие определенными видами спорта (игровые, динамические, туризм), но без участия в соревнованиях, снижение отрицательного влияния психоэмоционального перенапряжения, нормализация сна;
- соблюдение определенных диетических мероприятий в зависимости от клинических проявлений дисфункции;
- лечебный массаж позвоночника, шейно-воротниковой зоны, при гипотензии: массаж нижних конечностей, живота курсом не менее 15–20 процедур;
- рефлексотерапия;
- физиотерапевтические методы с включением в комплекс процедуры электросна (10–15 процедур на курс лечения ежедневно или через день);
- гидротерапия (ванны, души, обтирание, обливание);
- психотерапия.
Медикаментозная терапия:
- седативные средства, прежде всего, растительного происхождения (Персен);
- растительные адаптогены (настойки лимонника, элеутерококка, левзеи, аралии);
- витаминотерапия, микроэлементы (магний);
- метаболические, ноотропные препараты, позволяющие не только купировать выраженные клинические проявления СВД, но и улучшить долгосрочный прогноз за счет оптимизации обменных процессов в надсегментарных структурах: Пантогам (гопантеновая кислота) 0,25 г 2–3 раза в сутки — курс 1 месяц, Ноотропил (пирацетам) 0,4 г 2–3 раза в сутки — курс 1 месяц, Фенибут (гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид) 0,25 г 2–3 раза в сутки — курс 1 месяц;
- средства, улучшающие микроциркуляцию: Стугерон (циннаризин) 25 мг 3 раза в сутки — курс 1 месяц, Кавинтон (винпоцетин) 2,5–5 мг 3 раза в сутки — курс 1 месяц, Трентал (пентоксифиллин) 5–10 мг/кг в сутки — курс 1 месяц;
- транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения.
Миф девятый: СДВ легче предупредить, чем лечить.
На самом деле, профилактические мероприятия по предупреждению вегетативной дисфункции должны проводиться до рождения ребенка как самой беременной женщиной (нормализация режима дня, исключение переутомления, контроль веса с коррекцией питания при необходимости, оптимизация психоэмоционального окружения), так и медицинским персоналом, осуществляющим патронаж беременных и ведение родов.
Важными условиями профилактики СВД у детей и подростков являются адекватное возрасту воспитание и обеспечение гармоничного психического и физического развития. Недопустимы как перегрузки ребенка, особенно малоподвижными занятиями, например, музыкой, так и гиперопека с поощрением бездеятельности.
Для лиц любого возраста одним из наиболее значимых способов профилактики СВД является физкультура, в отличие от занятий спортом, к которым следует допускать не всех детей, даже достигших 14 лет. Во всех возрастных группах занятия спортом должны обеспечиваться качественным и неформальным врачебным контролем.
Важна пропаганда здорового образа жизни, исключающего, в частности, курение и другие вредные привычки. В целом проблема профилактики СВД выходит за рамки только медицинских мероприятий, ее решение связано с возможностью крупных социальных и экологических преобразований, повышением благосостояния и улучшением условий жизни населения.
Авторы не претендуют на «истину в последней инстанции», поскольку, пока существует человечество, проблема СВД будет волновать нас и подходы к диагностике и лечению будут изменяться.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
М. Я. Ледяев, доктор медицинских наук, профессор О. В. Степанова, кандидат медицинских наук, доцент Н. В. Шахова* ВолГМУ, *ДКБ № 8, Волгоград
Купить номер с этой статьей в pdf
Источник: https://www.lvrach.ru/2009/01/5897391/
Фитотерапия вегетативной дисфункции у детей
Опыт фитотерапии вегетативной дисфункции в практике детской поликлиники
Данилюк О. А.
Рост числа детей с низкими адаптационными возможностями организма, ведущими к срыву механизмов регуляции функциональных систем, постоянно отмечается в последнее время.
Предрасполагают к этому эмоциональное перенапряжение, перегрузки в школе и на дополнительных занятиях, гиподинамия, вызванная многочасовыми сидениями перед компьютером.
Частота вегетативной дисфункции у детей и подростков варьирует от 54% до 72%.
Основные клинические синдромы вегетативной дисфункции:
- нарушение терморегуляции,
- функциональная кардиопатия (кардиалгия, тахикардия, нарушения ритма),
- дыхательные расстройства (тахипноэ, нарушение вдоха, вздрагивания во сне),
- сосудистая дистония (по типу ваго- или симпатикотонии, головные боли, обморочные состояния) или
- симптомы поражения внутренних органов (дискинезиями желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей, нейрогастральным синдромом, нейроэндокринными нарушениями).
Вне зависимости от клинических вариантов течения, у всех детей с вегетативной дисфункцией выделяется синдром общей дезадаптации, проявляющийся повышенной утомляемостью, слабостью, вялостью, снижением работоспособности.
На базе кабинета традиционной медицины в МУЗ ГДП № 3 г. Мытищи, работающего с 1990 года, накоплен большой опыт фитотерапии вегетативной дисфункции. На первом этапе лечения необходимо организовать правильный и адекватный режим нагрузок и отдыха, полноценное питание.
Длительность курсового лечения одним составом фитосбора – полтора месяца.
Дозировка лечебного сбора – с 8 до 10 лет: столовая ложка с горкой на 0,5 литра воды (доза на 2 дня), с 10 до 12 лет: 1,5 столовые ложки на 0,5 литра воды. С 13 лет и старше: 2 столовые ложки воды на 0,5 литра.
Пить по 1/3 стакана настоя 3 раза в день. Параллельно фитотерапии назначаются 2–3-месячные курсы контрастного душа (со сменой температур в пределах комфорта).
Тактика ведения больного и специфика составления сбора определяется симптомокомплексом и психоличностным синдромом. Для симпатикотоников характерна астения, раздражительность, изменчивость настроения и невротические реакции. Поэтому основу их сбора должны составлять
- успокаивающие травы (пустырник, валериана, пион, боярышник, липа, дербенник, донник, кипрей, хмель, чабрец, таволга, лаванда, синюха, шлемник),
- спазмолитические (мята, мелисса, ромашка, укроп, кориандр, душица),
- общеукрепляющие травы (зеленый овес, аир, девясил, зверобой, шиповник, рябина, крапива).
При постоянной вспыльчивости с плаксивостью в составе сбора увеличивают долю дербенника, лаванды и зверобоя. При появлении страхов, стеснительности назначают левзею. Она выделяется из всех адаптогенов тем, что ее можно давать даже вечером. Еще одно растение, которое позволяет успешно бороться со страхами, – это синеголовник. Гармонизирует эмоции, в частности при аффективной лабильности и колебаниях настроения, сабельник.
Из готовых аптечных чаев хорошо зарекомендовал себя сбор Фитоседан № 3 (валериана, донник, чабрец, душица, пустырник). Его можно назначать независимо от пола.
Фитоседан № 2 (пустырник, хмель, мята, валериана, солодка) в пубертатном периоде назначают только девочкам – в него входят хмель, мята и солодка (травы с высоким содержанием фитоэстрогенов), которые мальчикам могут нарушить процесс полового созревания.
К готовому сбору, при необходимости, можно добавить дополнительные травы (в пропорции 1/4 объема) в зависимости от клинических проявлений дисфункции.
Ваготоники чаще апатичны, склонны к депрессивным состоянием, с низкой работоспособностью, предъявляют множество ипохондрических жалоб.
- При выраженной астении лечение начинается с витаминных, общеукрепляющих чаев (шиповник, рябина, крапива, спорыш, подорожник, береза, девясил, зверобой, репешок, пажитник, аир, зеленая солома овса, лист малины).
- Сочетают в себе успокаивающие и тонизирующие свойства пион, аир, малина, одуванчик, пастернак, трифоль, гравилат, овес, липа, дягиль.
- Если ребенок хандрит и ноет, показан чай из ромашки, лаванды, липы, таволги. Зверобой проявляет выраженные антидепрессивные свойства только в виде спиртовой настойки. Хорошо помогают холодные настои корневищ валерианы с девясилом. Параллельно назначается курсовой прием пыльцы на две-три недели по 1/2 чайной ложке 2 раза в день, запивая водой.
Нарушение терморегуляции может быть обусловлено не только нарушением в работе центра терморегуляции, но и усилением основного обмена на фоне симпатикотонии и снижением теплоотдачи из-за выраженносго спазма периферических сосудов. Поэтому эффективным является назначение успокаивающих и спазмолитических трав на фоне общеукрепляющей и витаминотерапии. Например, рябина, шиповник, валериана, анис, аир, пион, девясил, дягиль, боярышник, пустырник.
При кардиальных и дыхательных нарушениях Фитоседан № 3 назначается курсом на 3–4 недели. При аритмии добавляем к нему плоды боярышника и цветки календулы, боярышника, василька, шиповника, траву льнянки, дымянки, мяты.
Расстройство сосудистого тонуса может выражаться как в виде спазмов сосудов и повышении периферического сопротивления, так и в неадекватности их расширения. Высокий уровень невротизации определяет высокую частоту и выраженность болевого синдрома за счет снижения порога болевой чувствительности.
Ведущим симптомом нередко выступает головная боль. Часто она сопровождается астенизацией, синкопальными состояниями и вертебральным синдромом, похолоданием конечностей, ортостатической гипотонией. Основу лечебного сбора составляет сбор Фитоседан № 3.
При головных болях назначаются таволга, ромашка, первоцвет, пижма, анис, календула, душица, кипрей, цветки жасмина, пол-пола (эрва шерстистая). Пол-пола, которая известна как «почечная» трава, очень эффективна при мигренях и головных болях.
Спазмы мозговых сосудов устраняют барвинок, боярышник, мелисса, мята, хмель, семя укропа. При обмороках и головокружениях назначается лаванда.
Важной составной частью сбора являются растения антигипоксанты, повышающие устойчивость мозговой ткани к кислородному голоданию и восстанавливающие энергодефицитные состояния тканей.
К числу сильных антигипоксантов относятся лист подорожника, березы, крапивы, цветки арники, боярышника, липы, пижмы, таволги, календулы, трава сушеницы, донника, хвоща, плоды и листья облепихи, рябины. Одной из причин развития приступов головных болей может быть недостаток магния в организме.
Поэтому показаны травы, концентрирующие его, – мята, мелисса, пустырник, хмель, ромашка, пижма, боярышник, донник, сушеница.
Дисдинамическая форма дистонии проявляется колебаниями артериального давления.
При повышенном артериальном давлении на 1–2 месяца назначаются сборы, включающие в себя травы, оказывающие успокаивающее и снижающее давление действие: пустырник, боярышник, валериана, мята (мелисса), сушеница, таволга, ромашка, хмель, тмин, укроп, душица, тысячелистник, дербенник, черноплодная рябина и легкие мочегонные – лист березы, трава хвоща, вереска, почечного чая, корень аира, одуванчика, цветки клевера. Особого внимания заслуживает таволга – она сочетает в себе общеукрепляющее, успокаивающее, противосудорожное и стресс-протекторное действие. Разжижает кровь, снижает в ней уровень сахара и холестерина, снижает давление. Является легким мочегонным средством, сильным антигипоксантом и антиоксидантом. На фоне приема таволги улучшается память, внимание, уменьшаются головные боли, подъемы давления. Снижению давления способствуют также калиновые морсы. В качестве основы лечебного сбора можно использовать Фитоседан № 3.
При пониженном давлении пальма первенства принадлежит адаптогенам. Принимают их два раза в день – утром и днем (желательно не позже 16–17 часов). Курс – 10–14 дней ежемесячно с середины сентября до середины апреля. Параллельно назначаются бессмертник, зверобой, дягиль, кора ивы, иссоп, льнянка, розмарин, черника, сабельник, шиповник, рябина, крапива.
Независимо от преобладания того или иного психотипа и клинических проявлений дисфункции, в том числе при нарушениях терморегуляции и дыхательных расстройствах, хорошо зарекомендовал себя метод раскачки биоритмов В. Г. Пашинского. При этом на три недели утром назначаются адаптогены, а перед сном – успокаивающие травы.
Повторный курс – через 2–3 месяца. Удобно работать с готовыми аптечными настойками и экстрактами, из которых можно приготовить «смесовый коктейль». В детской и подростковой практике смесь желательно деалкоголизировать, выдержав на водяной бане в открытой посуде. В дальнейшем хранить в холодильнике.
Дозировка – капля на текущий год жизни.
Адаптогены (элеутерококк, левзея, родиола розовая и аралия) выступают как корректоры поведения, оказывают стресс-протективный эффект, повышают работоспособность, снижают утомляемость, регулируют состояние сосудистого тонуса, устраняют головные боли и бессонницу, повышают устойчивость к инфекционным и вирусным заболеваниям.
Свои адаптогенные качества они проявляют при коротком световом дне (с середины сентября до середины апреля). По мере роста светового дня их адаптогенные свойства снижаются, а тонизирующие, стимулирующие возрастают. Вечером используем «успокоительный коктейль» из аптечных настоек – пустырник, валериана, боярышник, мята, пион в той же дозировке.
Существенно усиливают лечебный эффект при вегетативной дистонии ванны с корнем аира, корневищем девясила, душицей, хмелем. Делаем их ежедневно или через день длительностью 15 минут. На одну ванну используем 50 г сырья. На курс 10–12 ванн одним составом.
В системе органов пищеварения синдром вегетативной дисфункции может проявляться диспептическими или дискинетическими нарушениями. На дискомфорт желудочно-кишечного тракта чаще предъявляют жалобы дети с ваготонией.
При дискинезиях желчевыводящих путей по гипертоническому типу и дискинезиях кишечника отбираются лекарственные растения, обладающие спазмолитическим, обезболивающим и успокаивающим действием (мята, мелисса, хмель, валериана, пустырник, девясил, фенхель, укроп, тысячелистник, ромашка, зверобой).
Эти травы помогут также справиться с диспепсией и с повышенным газообразованием, так как большинство из них обладают ветрогонными свойствами.
Одновременно в сборы включают желчегонные травы, которые не оказывают существенного влияния на тонус желчного пузыря, – пижму, шиповник, березу, кукурузные рыльца, календулу, листья черноплодной рябины. Желательно добавлять в сборы противовоспалительные и противомикробные травы (календула, тысячелистник, зверобой).
Из готовых сборов можно назначать сбор Фитогепатол № 3. Он также эффективен при дискинезиях кишечника. При гипертонических дискинезиях довольно часто отмечаются запоры. В детской практике при этом назначают одуванчик, рябину, тысячелистник, льнянку, горец почечуйный, подмаренник, семя льна, подорожника. Курс до двух недель.
При дискинезиях желчевыводящих путей по гипотоническому типу предпочтение отдается травам, устраняющим застой желчи, усиливающим сокращения желчного пузыря (аир, барбарис, бессмертник, брусника, душица, дымянка, кориандр, можжевельник, одуванчик, рябина, спорыш, тимьян, тмин, цикорий, шиповник), и травам, повышающим тонус желчного пузыря и желчевыводящих путей (бессмертник, рябина, крапива, душица, дымянка, аир), а также желчегонным травам, не оказывающим выраженного спазмолитического действия (золототысячник, трифоль, кукурузные рыльца, шиповник, цикорий, береза). Обязательно использование компрессов и микроклизм из настоя.
Многолетний опыт фитотерапии вегетативных дисфункций у детей и подростков на базе детской поликлиники доказал ее высокую эффективность.
Литература
1. Данилюк О. А. Фитотерапия вегетативной дисфункции у подростков // Материалы I Съезда натуротерапевтов России. Сборник научных трудов. М., 25 октября 2009 г. С. 46–48.
2. Данилюк О. А. Практическая иридодиагностика и фитотерапия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 573 с.
3. Барнаулов О. Д.
, Поспелова М. Л. Фитотерапия в неврологии. С.-Пб: Изд-во Н-Л, 2009. С. 320.
4. Алимова И. Л. с соавт. Вегетативные дисфункции у детей и подростков. Под ред. Козловой Л. В. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 96.
5. Царегородцева Л. В. Лечение синдрома вегетативной дистонии //Педиатрия. 2003. № 2. С. 52–55.
6.
Вейн А. М. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. М.: МИА, 2002. С. 752.
7. Епимахина Ю., Сапожников В. Вегетососудистые расстройства и хронические гастродиодениты у подростков // Медицинская газета. 22.08.2008, № 62, с. 8–9.
8. Урсова Н. И.
Дисфункциональные расстройства билиарного тракта у детей: критерии диагностики и коррекции // Консилум. Приложение «Педиатрия». 2002, № 1, с. 23–24.
9. Сафронова А. И., Никулин В. Н.
Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы у школьников и гимназистов // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург. 2008. № 2, с. 116–117.
10. Талицкая О. Е., Шварков С. Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Неврология и психиатрия. 1999, № 1, с. 11–14.
Источник: https://studentdoctorprofessor.com.ua/ru/node/728
Синдром вегетативной дисфункции у детей — клинические рекомендации и лечение
Синдром вегетативной дисфункции у детей проявляется нарушениями работы внутренних органов и метаболизма из-за морфологических и функциональных изменений в автономной нервной системе. Эти изменения поддаются лечению, но если оставить их без внимания, психосоматические проблемы приводят к формированию органических патологий.
Вегетативная нервная система работает независимо и управляет функциями эндокринных желез, сосудов, мышечных клеток и органов чувств. Она обеспечивает поддержание температуры тела, давления, секрецию пота. Но основное предназначение – мобилизация всех систем в стрессовых состояниях и при неблагоприятных условиях.
Синдром вегетативной дисфункции у детей
Основными причинами нарушения работы автономной нервной системы являются:
- патологии внутриутробного периода;
- травмы и инфекционные поражения нервной системы;
- гормональные изменения в подростковом возрасте;
- нервное перенапряжение и тяжелые физические нагрузки;
- наследственный тип нервной системы;
- некоторые соматические заболевания.
Чаще всего СВД у детей проявляется в подростковом периоде жизни под влиянием гормональных перестроек.
На чем основан диагноз
При появлении жалоб на состояние здоровья ребенок тщательно обследуется. Если патологические изменения в проблемных органах отсутствуют, можно предположить вегетативную дисфункцию. Выделены критерии, на основании которых ставится диагноз:
- одна или несколько систем органов характеризуются вегетативным возбуждением;
- патологию органа, на который жалуется ребенок, невозможно диагностировать имеющимися способами;
- присутствует два или более симптомов из перечисленных: тахикардия, повышенная потливость, краснота лица, ощущение сухости во рту, дискомфорт в области желудка или чувство жжения;
- есть один и больше из этих признаков: боль в сердце, одышка, утомляемость при небольшой нагрузке, отрыжка, дизурические расстройства, вздутие живота и сильная перистальтика.
Симптомы должны появляться не только при сильном возбуждении, испуге или панике, иногда они могут беспокоить беспричинно.
Подходы к лечению СВД
Лечение вегетативной дисфункции подбирается индивидуально. Ребенку необходимо обеспечить полноценный ночной сон, режим дня. Среди немедикаментозных методов правильное питание, лечебная физкультура, закаливание. Эффективна фитотерапия, растительные препараты подбираются в зависимости от типа расстройства. При парасимпатикотонии необходимы растения со стимулирующими свойствами:
- женьшень;
- элеуторококк;
- левзея;
- брусничник;
- толокнянка.
Если расстройство по смешанному или симпатикотоническому типу, используют травы с седативным действием: валериану, корень пиона, пустырник.
Клинические рекомендации по терапии дистонии вегетативной нервной системы рекомендуют избегать назначения лекарственных препаратов, которые влияют на когнитивные способности, затормаживают или вызывают привыкание. Поэтому при выборе комбинированных средств, нужно контролировать, чтобы в их составе не было барбитуратов и бензодиазепинов.
Медикаментозная терапия подбирается в соответствии с ведущими симптомами. Используются следующие группы препаратов:
- витаминно-минеральные комплексы, особенно сочетание магния и пиридоксина;
- нейрометаболиты и ноотропы;
- антидепрессанты;
- нейролептики.
Могут применяться препараты, влияющие на сердечную деятельность, снижающие секрецию желудочного сока или его кислотность, улучшающие пищеварение. Их назначают симптоматически.
Лечение функциональных расстройств нервной системы нужно проводить своевременно. Это позволит избежать развития органических патологий сердца, пищеварительного тракта и других систем органов.
Смотрите далее: можно ли гулять с ребенком при температуре
Источник: https://www.baby.ru/wiki/metody-lecenia-sindroma-vegetativnoj-disfunkcii-u-detej/