Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной.
Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.
Предыстория
В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.
Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.
Эта зона мозга и называется область Брока.
Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.
Физиология
Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи.
Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора.
Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.
На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:
- остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
- прекращение движений, участвующих в словообразовании;
- произвольное произнесение каких-то слогов и слов.
Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.
Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми.
Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще.
Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.
При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.
Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.
Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.
Иное мнение
Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями.
Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения.
Перейдём к результатам исследований.
Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми.
Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач.
Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.
Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.
Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.
Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.
В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый.
Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой.
Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.
Причины нарушения речи у детей
Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:
- генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
- проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
- торможение в развитии психики;
- физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
- влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
- недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.
В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.
Проблемы с речью после инсульта
После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:
- афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
- дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.
Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.
Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/tsentr-rechi
Учреждения для лечения детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) − серьезная детская патология, характеризующаяся расстройствами речевой функции. У ребенка страдают все элементы речи: фонетика, грамматика и лексика, что затрудняет его социализацию и может стать причиной интеллектуального отставания от сверстников.
Родителям важно знать, куда следует обращаться при выявлении данной патологии. Устранение заболевания требует комплексного лечения с участием логопедов, психологов и врачей. Центры лечения ОНР − специальные учреждения, обеспечивающие необходимую терапию и занимающиеся реабилитацией больных.
Принципы лечения
Терапия заболевания зависит от степени выраженности нарушений, которая устанавливается логопедом при внимательном осмотре. Основные задачи лечения следующие:
- обеспечить формирование правильного звукопроизношения, в том числе интонаций;
- сформировать активный и пассивный словарный запас, соответствующий возрастному уровню;
- улучшить грамматику.
Комплексное восстановление речи облегчает социализацию малыша и позволяет предупредить дислексию и дисграфию. Для достижения указанных задач, в лечении используют большое количество упражнений, подразумевающих активное участие самого больного с нарушениями. Их можно проводить не только на приеме у специалистов в поликлиниках или больнице, но и дома.
Место, где проводится терапия, зависит от степени тяжести патологии:
- ОНР 1 степени является наиболее тяжелой. Лексика при этом ограничена, а фразы непонятны для большинства окружающих. Больные должны посещать специальные центры и больницы коррекции общего недоразвития речи.
- При расстройстве 2 и 3 степени человеку достаточно посещать логопедов, психологов и неврологов при обычных лечебных стационарах, а также продолжать занятия дома.
Для выбора конкретного метода коррекции лучше проконсультироваться со своим врачом. В большинстве городов существуют десятки специалистов, занимающихся лечением подобных проблем.
Не следует игнорировать профессиональную помощь и заниматься только домашней коррекций. Чаще всего это не приводит к требуемому эффекту, в результате чего речь остается на низком уровне развития. Это приводит в последующем к дисграфии, дислексии и трудностям в обучении.
Методы терапии
В логопедии выделяют ряд коррекционных программ для устранения ОНР в различном возрасте. Программа Филичевой и Чиркиной для 5-7 летних детей используется наиболее широко, и чаще всего проводится непосредственно в детском саде, который посещает ребенок. Она состоит из двух функциональных блоков: формирование правильной фонетики и повышение связности разговора. При комплексном лечении произношение очень быстро корректируется, и тогда основной упор во время занятий переходит на лексико-грамматические задания. Родителям важно проконсультироваться с логопедом и выполнять в домашних условиях необходимые упражнения.
Второй по распространенности программой, позволяющей лечить ОНР, является методика Нищевой, также, реализуемая в стенах дошкольных учреждений. Основной акцент в ней сделан на систематичность обучения с постоянным усложнением используемых заданий.
Где лечить патологию?
Учреждения, оказывающие логопедическую помощь при данном расстройстве, можно разделить на несколько классов: специализированные центры, больницы и поликлиники. Кроме того, существует большое количество частнопрактикующих специалистов, также оказывающих свои услуги детям с нарушениями речевой функции.
Специализированные центры
В крупных городах России, например, в Москве и Санкт-Петербурге имеются специализированные центры для лечения речевых расстройств, в том числе патологии развития речи. Подобные учреждения позволяют обеспечить комплексную терапию, включающую в себя консультации логопеда, психолога, невролога, дефектолога и других специалистов.
В Москве имеется Центр лечения общего недоразвития речи доктора Архипова, центр патологии речи и нейрореабилитации, а также несколько других специализированных учреждений.
В Санкт-Петербурге схожими проблемами занимаются: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи, Центр поведенческой неврологии, Медицинский центр ПРОГРЕСС и др.
Данные клиники специализируются на устранении речевых дефектов, благодаря чему лечение в них отличается высокой эффективностью.
Общие медицинские учреждения
Большинство детских поликлиник и больниц имеют в своем составе коррекционные отделения, направленные на устранение речевых дефектов. Как правило, лечением патологий занимается логопед совместно с психологом и неврологом. Основной метод терапии при этом − комплексы упражнений, которые позволяют нормализовать все части речевой функции: лексику, грамматику и фонетику.
При ОНР 2 и 3 степени коррекция преимущественно осуществляется амбулаторно с динамическим наблюдением у логопеда. Специалист дает родителям необходимые мероприятия по занятиям с детьми и контролирует их эффективность 1 раз в 2-4 недели. При необходимости, в мероприятия по коррекции включают регулярные упражнения в специальных группах детей.
В госпиталь коррекции общего недоразвития речи в любом городе можно обратиться с направлением логопеда, или же самостоятельно. Данные учреждения имеют необходимых специалистов для определения причин развития ОНР и комплексной коррекции.
Помощь в ДОУ
Если дети с родителями живут в небольшом поселке или деревне, то специалист часто выделен для детского сада. При незначительной численности детей в дошкольном учреждении, ставка логопеда имеется в крупных районных ДОУ. В этом случае, ребенка с нарушениями переводят в данный детский сад, где он может получить необходимую логопедическую помощь.
В большинстве городов имеются специализированные образовательные учреждения для детей с нарушениями речи. Это могут быть как детские сады, так и школы. В них основной акцент сделан на устранении речевого расстройства, а также обучении ребенка чтению и письму для последующего успешного посещения школы. В отдельных ДОУ также могут быть специальные группы для детей с нарушениями.
Дополнительно логопедическую помощь можно получить у частных специалистов, которые занимаются с детьми без привязки к какому-либо учреждению.
Важно обращаться только к людям, имеющим необходимую лицензию.
Перед походом к ним лучше проконсультироваться со специалистом в государственном или частном коррекционном центре, который поможет выбрать лучшего логопеда и даст общие рекомендации по терапии.
Устранение проблем с общением требует комплексных занятий, позволяющих увеличить словарный запас ребенка, грамотность и правильность произношения звуков.
Получить подобную помощь можно в специализированных центрах, общих лечебных учреждениях, в детских дошкольных учреждениях или у частнопрактикующих специалистов.
Выбор того, где лечить ОНР зависит от степени его тяжести, доступности логопедических учреждений и финансовых возможностей семьи.
Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/centry-lecheniya-detej-s-onr/
Развитие речи у ребенка: профессиональная помощь родителям | Центр Речи
Центр Речи основан в 2002 году для оказания квалифицированной логопедической и дефектологической помощи детям и взрослым. Огромный опыт, профессионализм специалистов и комплексный подход в коррекции нарушения речи гарантируют положительный результат даже при тяжёлых нарушениях.
Развитие речи у ребенка – это достаточно сложный и ответственный процесс, требующий профессионального, а иногда даже творческого подхода. Чем раньше малыш научится правильно и красиво говорить, тем лучше будут его успехи в будущем, тем свободнее он сможет чувствовать себя в обществе.
И если в первые годы жизни данному вопросу родители уделяют мало внимания, потому как малыш только начинает произносить свои первые слова, то по достижении ребенком дошкольного возраста тема становится более актуальной.
На этом этапе очень важно сформировать правильное произношение, способность к верной формулировке и высказыванию своих мыслей, чтобы в будущем избежать проблем.
Самые распространенные проблемы развития речи
Начнем тему развития речи с проблем, с которыми приходится сталкиваться большому количеству родителей, логопедов и воспитателей ДОУ. Зачастую детям очень сложно справляться со следующими задачами:
- полностью выразить свою мысль. Ребенок разговаривает односложно и ситуативно, излагая мысли только частично;
- выражаться разными словами. Бедный словарный запас в детском возрасте – распространенная проблема;
- грамотно построить вопрос или ответ на него;
- логически обосновать сказанное;
- устранить из лексикона сленговые слова, которые были услышаны от окружающих, по ТВ и в Интернете;
- четко проговаривать буквы и правильно их произносить.
Безусловно, прежде всего проводятся занятия по развитию речи в группе детского сада. И большинство родителей склонно считать, что этого достаточно для успешного решения имеющейся проблемы.
На самом деле, научить ребенка говорить четко, логично и правильно не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы добиться положительного результата, мало возложить ответственность на воспитателей.
Родители должны и сами принимать активное участие в решении вопроса.
Кто поможет в развитии речи
Прежде всего папа и мама малыша должны обратиться к детскому логопеду или дефектологу в случае, если у ребёнка ОНР (общее недоразвитие речи). Это специалисты, которые и занимаются развитием, постановкой правильной речи. И занятия с логопедом для детей оказываются очень полезными по следующим причинам:
- специалист имеет высокую квалификацию и масштабную базу знаний, подкрепленных многолетним опытом. Это и отличает его от воспитателя ДОУ, который пользуется базовыми материалами;
- логопед проводит работу с ребенком индивидуально, уделяя все внимание во время занятия только ему. Это эффективнее, чем групповые занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста;
- специалист дает родителям рекомендации для домашних занятий. Это очень важный момент, ведь посещать логопеда несколько раз в неделю недостаточно, чтобы получить качественный и устойчивый результат.
Только опытный детский логопед сможет быстро и точно определить проблемы речи, найти эффективные способы их устранения. Поэтому необходимость в его услугах не стоит игнорировать.
Главное – подыскать квалифицированного специалиста, способного помочь и сделать это по доступной цене. Но найти хорошего логопеда или дефектолога в Зеленограде несложно.
Можно обратиться даже в профильный центр развития.
Как происходит развитие речи у детей
Чтобы добиться успеха, нужно прежде всего заинтересовать ребенка – малыш должен хотеть заниматься и делать это с удовольствием, целеустремленностью.
В этом помогут специальные средства развития речи у детей, например, игры, методики, ориентированные на нужную возрастную группу. Занятия будут проходить интересно и увлекательно. Это позволит удерживать внимание ребенка до самого завершения урока.
Малыш будет принимать активное участие в обучении, уже после первых нескольких занятий начнет показывать положительные результаты.
В сентябре 2020 года наш Центр Речи отмечает своё 18-летие работы в Зеленограде. За столь долгий срок мы успели сформировать штат высококлассных специалистов.
С нами работают дефектологи и логопеды высших категорий с применением новейших методик, таких как Нейродинамическая гимнастика и Сенсорная интеграция. Комплексный подход врачей, учителей, специальных психологов и современных технологий — основа успеха в обучение и развитии ребёнка.
За время своего существования Центр Речи помог уже более чем 2000 своих учеников поступить в лучшие школы города и начать школьный путь.
Источник: https://centrrechi.com/
Речевое развитие
Нормально развивающийся ребенок на всех этапах взросления обладает набором необходимых навыков. Отклонение от нормы рассматривается как задержка. Это относится и к речи. Не все родители выявляют тревожные симптомы самостоятельно.
Помогут в этом специалисты «Центра здоровья и развития имени святителя Луки».
Они профессионально оценят речевое развитие ребенка в Москве, назначат необходимые коррекционные мероприятия, которые проводятся как в стенах института, так и на дому у маленького пациента.
Навыки речевого развития малыша:
Родители обязаны следить не только за здоровьем малыша, но и гармоничным развитием. Ребенок должен каждый день получать новые знания, овладевать навыками. Задержка в формировании навыков речи диагностируется у малыша с трех лет.
К этому возрасту дитя умеет:
- использовать в речи около 1000 слов;
- строить предложения со всеми частями речи;
- применять падежи, рода, числа;
- пересказать простую сказку;
- проговаривать свои действия;
- не употреблять облегченных вариантов слов и звукоподражаний.
Если у ребенка в речи не наблюдается этих навыков, наши специалисты помогут в решении проблемы.
Симптомы нарушения развития речи:
Поведение малышей с отклонениями в формировании речевых навыков отличается от нормы.
Родители обязаны заподозрить проблему, заметив некоторые из перечисленных признаков:
- гипервозбудимость;
- излишняя пассивность;
- отсутствие сюжетных действий во время игры;
- не ориентируются в названии действий;
- словарный запас состоит из нескольких слов, чаще всего упрощенных;
- отсутствие интонации;
- плохо развита мелкая моторика;
- склонность к пропуску звуков и открытым слогам.
При обнаружении одного или нескольких симптомов обратитесь в наш центр для консультации со специалистами.
Решение проблемы речевого развития профессионалами центра:
Коллектив нашего центра состоит из профессионалов международного уровня. Сотрудники института имеют большой опыт работы, постоянно проходят специализации в ведущих коррекционных центрах мира.
Обследования, консультации, лечебные мероприятия обсуждаются специалистами различных направлений, что дает возможность более глубоко изучить проблемы у детей и коллегиально выбрать оптимальную тактику их решения.
Все процедуры проходят в уютной атмосфере, приближенной к домашней. Маленький пациент не испытывает дискомфорт, занятия проходят в игровой форме, не вызывая у ребенка напряжения.
Наши сотрудники работают в тесной взаимосвязи с родителями, объясняя нюансы состояния малыша и необходимость выполнения назначенных процедур для развития его центра речи.
Это даст возможность малышу вырасти гармоничной личностью и полноценно реализоваться в жизни.
Записаться на консультацию легко.
Источник: https://centrrossta.ru/rechevoe-razvitie.html
Институт дефектологии и медицинской психологии|ЦАО|Москва
ВНИМАНИЕ!
В связи с угрозой распространения короновируса и на основании Указа мэра Москвы от 16.03.2020 занятия в Институте приостановлены до особого распоряжения
С возвращением! Доброго здоровья!
Когда интерес к предмету совпадает с интересом к преподавателю
- С наступающим Новым годом!
- Счастья, радости, удачи, много знаний и реализации возможностей!
- В новом году ИНСТИТУТ ДЕФЕКТОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ИДиМП) приглашает специалистов систем образования и здравоохранения, работающих в области патологии речи, голоса и нейрореабилитации — врачей, дефектологов, психологов на циклы повышения квалификации (база — Центр патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН)
-
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- на 1-е полугодие 2020 года:
-
-
Основы нейропсихологии – 14 – 24 января
-
Семинар «Нейропсихология в клинической практике» (8 часов) – 25 января — 4 000 руб.
-
Афазия (этиология, клиника, патогенез, восстановление) – 27 января – 06 февраля
-
Мастер-класс: «Методы диагностики. Методики восстановительного обучения» – 07 – 09 февраля (24 часа) – 5 500 руб.
-
Патология речи у детей – 25 февраля – 06 марта
-
Дисграфия. Дислексия / Алалия – 16 – 26 марта
-
Дизартрия. Нарушение голоса – 06 – 16 апреля
-
Семинар «Логопедический массаж» – 17 – 18 апреля (16 часов) — 6 500 руб.
-
Заикание (клиника, патогенез, терапия, коррекция) – 12 – 22 мая
-
Нейрореабилитация – 25 мая – 04 июня
Лекции сопровождаются КЛИНИЧЕСКИМИ РАЗБОРАМИ больных с различными формами нарушения речи и других высших психических функций. На практических занятиях слушателей обучают конкретным, в том числе и авторским, методикам работы.
В процесс обучения включены различные виды логопедических, психологических занятий (индивидуальные, групповые, музыкотерапия, компьютерные программы обучения, трудотерапия и т.д.), нейропсихологическое обследование. Стоимость обучения за один цикл – 25 600 руб.
По окончании цикла выдается Удостоверение о повышении квалификации (72 часа) или СЕРТИФИКАТ (в зависимости от объема полученных знаний). Стоимость сертификационного цикла 8500 руб. Напоминаем Вам, что в соответствии с приказом №383 (с.10 п.
5) по Минздраву РФ логопеду для работы по специальности необходимо иметь СЕРТИФИКАТ.
Вашему вниманию предлагаются семинары: «Нейропсихология в клинической практике», «Логопедический массаж» и мастер-класс «Методы диагностики. Методики восстановительного обучения». В заключение выдается СЕРТИФИКАТ УЧАСТИЯ.
- Семинар «Нейропсихология в клинической практике» проводит кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории, член РПО Малюкова Наталья Георгиевна
- Мастер-класс проводит логопед высшей категории Гераськина Галина Казисовна
- Семинар «Логопедический массаж» проводит доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин МПГУ и МГППУ, логопед высшей категории Шевцова Елена Евгеньевна
С программами семинаров и содержанием сертификата Вы можете познакомиться на сайте https://www.идимп.рф
- Для слушателей Института в продаже есть специальная литература (в том числе, методики, пособия, монографии) наших преподавателей) по ценам, значительно ниже, чем в розничной торговле.
- Будем очень рады встрече с Вами!
- Дополнительную информацию вы можете получить по телефонам:
- +7 (495) 915-64-87 (ИДиМП), +7 (977) 135-37-32 (секретарь — Трофимова Надежда),
- +7 (495) 688-58-72, +7 (916) 107-12-45 (проректор — Лапидус Любовь Юрьевна),
- Наш e-mail: [email protected]
Ректор, академик РАО, профессор — Шкловский В.М.
Мы приветствуем выездные циклы в другие города и страны. Программы циклов согласуем с принимающей стороной. В заключение цикла выдается удостоверение о повышении квалификации. Будем рады с Вами сотрудничать в области здравоохранения и образования!
Т.В. Ахутина с группой слушателей цикла «Патология речи у детей»
Закрытие цикла «Патология речи у детей»
В.М. Шкловский с группой слушателей цикла «Афазия»
Т.Г. Визель и группа слушателей
цикла «Афазия»
Цикл «Афазия». Первые дни лекций
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас на семинар «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: диагностика и восстановление высших психических функций у взрослых пациентов с последствиями органических поражений головного мозга»
Дата и время: 27 сентября (пт), с 10.00 до 17.00
- Семинар проводит кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории, член Российского психологического общества Малюкова Наталья Георгиевна
-
- Целевая аудитория: врачи, психологи и логопеды-дефектологи.
-
- Семинар сочетает в себе два вида работы:
1. Рассмотрение и обсуждение вопросов, наиболее часто встречающихся в практической работе нейропсихолога.
2. Клинический разбор пациентов (анализ истории болезни пациента, демонстрация нейропсихологического обследования, интерпретация результатов обследования, определение программы когнитивной нейрореабилитации пациента).
Будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Задачи и возможности нейропсихологической диагностики и коррекции в клинической практике. Особенности работы нейропсихолога на разных этапах восстановления высших психических функций (острый, подострый, отдаленных последствий)
2. Подготовительный этап диагностики.
- Изучение анамнеза пациента – на что обращать внимание (анализ данных объективных обследований (КТ, МРТ, ЭЭГ), осмотра невролога и пр.)
- Построение нейропсихологической гипотезы.
- Клинические особенности разных групп пациентов (ЧМТ, ОНМК, опухоль), пациентов разных возрастов (пожилые пациенты, дети).
3. Основной этап диагностики.
- Процедура и протокол нейропсихологического обследования.
- Особенности ведения протокола и записи результатов (принцип «дроби»).
- Временные параметры обследования, подбор методик.
- Цели и способы создания сенсибилизированных условий проведения проб.
- Деонтологические особенности общения с пациентов во время проведения обследования.
4. Интерпретация полученных результатов (определение топического и функционального диагноза, нейропсихологического статуса).
- Синдромный качественный анализ.
- Системы количественной оценки в нейропсихологии.
5. Правила и этапы написания нейропсихологического заключения.
6. Построение программы когнитивной нейрореабилитации (понятие цели нейрореабилитации, подбор методик, определение степени нагрузки) и оценка динамики восстановления.
7. Проблема прогноза восстановления ВПФ.
Слушатели получат также комплект материалов в электронном виде (бланки протокола обследования, примеры нейропсихологических заключений, сканы книг и методических материалов).
Группа цикла «Основы нейропсихологии»
Начался новый учебный год!
Мы Вас ждем!
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
- В новом учебном году ИНСТИТУТ ДЕФЕКТОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ИДиМП) приглашает специалистов систем образования и здравоохранения, работающих в области патологии речи, голоса и нейрореабилитации — врачей, дефектологов, психологов
- на циклы повышения квалификации
- (клиническая база — Центр патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН)
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- на 2-е полугодие 2019 года:
-
Основы нейропсихологии – 16 – 26 сентября
-
Семинар «Нейропсихология в клинической практике» – 27 сентября (12 часов)
-
Афазия (этиология, клиника, патогенез, восстановление) – 30 сентября – 10 октября
-
Мастер-класс: «Методы диагностики. Методики восстановительного обучения» – 11 – 13 октября (24 часа)
-
Патология речи у детей – 15 – 25 октября
-
Семинар «Нейрогенная дисфагия: методология диагностики и выбора лечения» (в зависимости от набора группы)
-
Дисграфия. Дислексия / Алалия – 11 – 21 ноября
-
Семинар «Вопросы системно-семейной терапии в коррекционной работе с инвалидами и их семьями» (в зависимости от набора группы)
-
Дизартрия. Нарушение голоса – 25 ноября – 05 декабря
-
Семинар «Логопедический массаж» – 06 декабря – 07 декабря (16 часов)
-
Заикание (клиника, патогенез, терапия, коррекция) – 09 – 19 декабря
Лекции сопровождаются КЛИНИЧЕСКИМИ РАЗБОРАМИ больных с различными формами нарушения речи и других высших психических функций. На практических занятиях слушателей обучают конкретным методикам работы. В процесс обучения включены различные виды логопедических, психологических занятий (индивидуальные, групповые, музыкотерапия, компьютерные программы обучения, трудотерапия и т.д.
), нейропсихологическое обследование. Стоимость обучения за один цикл – 25600 руб. По окончании цикла выдается Удостоверение о повышении квалификации (72 часа) или СЕРТИФИКАТ (в зависимости от объема полученных знаний). Стоимость сертификационного цикла 8500 руб. Напоминаем Вам, что в соответствии с приказом №383 (с.10 п.
5) по Минздраву РФ логопеду для работы по специальности необходимо иметь СЕРТИФИКАТ.
Вашему вниманию предлагаются семинары: «Нейропсихология в клинической практике» (стоимость 4000 руб.), «Нейрогенная дисфагия: методология диагностики и выбора лечения» (стоимость от 3000 руб.
), «Вопросы системно-семейной терапии в коррекционной работе с инвалидами и их семьями» (стоимость 3000 руб.), «Логопедический массаж» (стоимость 6 500 руб.) и мастер-класс «Методы диагностики.
Методики восстановительного обучения» (стоимость 4500 руб.). В заключение выдается СЕРТИФИКАТ УЧАСТИЯ.
В семинарах примут участие невролог высшей категории Фридман Т.В., кандидат психологических наук Малюкова Н.Г., логопеды высшей категории. Мастер-класс проводит логопед высшей категории Гераськина Г.К.
Семинар «Вопросы системно-семейной терапии в коррекционной работе с инвалидами и их семьями» проводит нейропсихолог высшей категории Ингуран О.В.
Семинар «Нейрогенная дисфагия: методология диагностики и выбора лечения» проводит кандидат мед. наук, врач-невролог Авдюнина И.А.
Семинар «Логопедический массаж» проводит логопед высшей категории Шевцова Е.Е.
-
- С программами этих семинаров и содержанием сертификатов Вы можете познакомиться на сайте идимп.рф
- Будем очень рады встрече с Вами!
- Наши реквизиты:
- НОУ ДПО «Институт дефектологии и медицинской психологии» Сбербанка ПАО г. Москва,
- р/с № 40703810338250101074 в ПАО «Сбербанк» г. Москва, БИК 044525225, к/с 30101810400000000225 ИНН 7709259736КПП 770901001
-
Занятия проводятся в ЦПРиН по адресу: ул. Николоямская, д. 20 с1.
- При себе необходимо иметь: 1 фотографию (3х4), копию диплома, копию паспорта, копию свидетельства о браке, квитанцию об оплате, с указанием названия оплаченного курса.
- Дополнительную информацию вы можете получить по телефонам:
- +7(495) 915-64-87 (ИДиМП),
- +7(977) 135-37-32 (секретарь — Трофимова Надежда),
- +7(495) 688-58-72, +7 (916) 107-12-45 (проректор — Лапидус Любовь Юрьевна)
- Наш e-mail: [email protected]
Ректор, академик РАО, профессор В.М. Шкловский
Мы приветствуем выездные циклы в другие города и страны. Программы циклов согласуем с принимающей стороной. В заключение цикла выдается удостоверение о повышении квалификации. Будем рады с Вами сотрудничать в области здравоохранения и образования!
- ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
- Предлагаем вашему вниманию семинар
- кандидата мед. наук Авдюниной Ирины Александровны
- «Нейрогенная дисфагия: методология
- диагностики и выбора лечения»
- В процессе семинара будут рассмотрены:
- — аспекты становления функции глотания и ее возрастные
- изменения;
- — функциональная анатомия структур, участвующих в
- осуществлении акта глотания;
- — нейроанатомия глотания;
- — сопряжение дыхания и глотания;
- — скрининг дисфагии и ее осложнений;
- — клиническая оценка дисфагии;
- — инструментальная оценка дисфагии;
- — принципы принятия решений по управлению дисфагией;
- — некоторые реабилитационные мероприятия при
- нейрогенной дисфагии;
- — формулировка диагноза;
- — оформление рекомендаций.
- Предполагаемый срок проведения – октябрь 2019 г.
- Для желающих предварительная запись по телефону
- 8 977 135 37 32 (секретарь Трофимова Надежда)
- и по электронной почте
- С удовольствием примем ваши замечания по содержанию программы.
- МЫ УХОДИМ НА ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ!
- Расписание на 2-е полугодие смотрите
- на нашем сайте с 15 августа
- Хорошего всем отдыха!
- ВНИМАНИЕ!
- С 20 по 29 мая
- Институт проводит цикл «НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ»
-
- Цикл «НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ» является междисциплинарным и обобщающим современные знания логопедии, нейропсихологии и неврологии.
-
- К сведению желающих посетить этот цикл: изменились правила приема.
-
- Если ранее допуск к этому курсу получали только слушатели, успешно прошедшие обучение на шести циклах (полная программа), то теперь мы приглашаем всех желающих, работающих в области реабилитации детей и взрослых с нарушениями высших психических функций.
-
- Прослушавшие цикл «НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ» по окончании получат Удостоверение о повышении квалификации.
-
- Прослушавшие все шесть циклов (полная программа) по окончании получат ДИПЛОМ.
-
Цикл включает лекции, практикумы с клиническими разборами. Предусмотрено интерактивное участие слушателей в клинических разборах. В структуре лекций используются разнообразные мультимедийные носители. Слушатели знакомятся как с классическими, так и авторскими методиками работы.
Мы предоставим вам современные знания, позволяющие успешно оказывать квалифицированную профессиональную помощь пациентам разных возрастов.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА:
- Современное состояние проблемы нейрореабилитации.
- Понятие, предмет, цели, задачи, методология и методы комплексной нейрореабилитации.
- Нейрореабилитация больных (детей и взрослых) с нарушениями ВПФ в результате органических поражений мозга.
- Нейрореабилитация больных с нарушениями ВПФ в результате стрессовых расстройств, возникших во время военных действий, катастроф, терактов и насилия.
- Организация специализированной нейрореабилитационной службы.
В цикле принимают участие: академик РАО, доктор психол. наук, профессор Шкловский В.М., доктор психол. наук, профессор Ахутина Т.В., доктор психол. наук, профессор Визель Т.Г., доктор мед. наук Пережогин Л.О.
, кандидат псих. наук Малюкова Н.Г., кандидат пед. наук Кошелева Н.В., кандидат пед. наук Бенилова С.Ю., врачи высшей кат. Фридман Т.В. (невролог), Фридман В.Л.
(отоларинголог) и другие прекрасные специалисты в области нейрореабилитации.
- РАСПИСАНИЕ ЦИКЛА:
-
- 20 мая – ПОНЕДЕЛЬНИК
11.00-14.00 – Современные подходы к нейрореабилитации — мед. психолог высшей кат., кандидат психол. наук., член Российского психол. общества Малюкова Наталья Георгиевна
Источник: https://www.xn--d1ahbqp.xn--p1ai/
Причины нарушений речи у детей — Логопедический центр УЛЫБКА
Узнали, что у Вашего ребёнка выявили нарушения речи? И сразу стали лихорадочно копаться в памяти, думая, откуда это и почему именно Вы столкнулись с этой проблемой?
С каждым годом она становится всё более актуальной. Темп жизни становится всё стремительнее. Взрослые не могут, а некоторые не хотят уделять время на обучение своего ребёнка речевым навыкам, общению с ним. Считают, что потом всему научат педагоги детских учреждений. Это и есть одна из причин нарушения речи, социальная.
А может, Вы готовитесь к тому, чтобы стать мамой? И, конечно, желаете здоровья и счастья будущему малышу. Тогда и для Вас будет полезна эта статья. Недаром говорят: предупреждён – значит вооружён!
- Что же нужно знать о том, что приводит к речевым отклонениям?
- основные причины речевых нарушений
- Развитие речи напрямую зависит от физиологии ребёнка: зрелости коры головного мозга, правильной работы артикуляционного аппарата и органов слуха.
- Какие негативные факторы влияют на их функционирование и в итоге приводят к задержке речи?
- Иногда это не одна, а совокупность нескольких причин.
- Различают: органические причины, при которых страдает строение центральных и периферических участков речевых механизмов; функциональные причины, когда нарушена только функция речевых механизмов.
- Первая группа причин может возникнуть на разных этапах: при внутриутробном развитии, во время родов и в младенческом возрасте.
- патологии беременности:
- – серьёзные заболевания матери со стороны сердца, почек, печени и др.;
- – аллергии и их последствия;
- – токсикоз;
- – перенесённые инфекции и вирусы (особенную угрозу представляют краснуха, вирусный гепатит, токсоплазмоз, цитомегаловирус);
- – скачки артериального давления;
- – сахарный диабет;
- – несовместимость с ребёнком по резус-фактору;
- – промежуток между беременностями меньше 1 года;
- – различные травмы и ушибы;
- – употребление никотина, алкоголя, наркотиков;
- – приём некоторых видов лекарственных препаратов; все назначения должны быть сделаны только лечащим врачом;
- – беременность до 18 лет;
- – гипоксия плода;
- – наличие стрессовых ситуаций;
- – чрезмерные физические нагрузки;
- – предрасположенность к тяжёлым генетическим и психическим заболеваниям.
- Самые тяжёлые последствия для речевой деятельности возникают при поражении мозга ребёнка в утробе матери.
- осложнения в процессе родов:
- – роды в результате кесарева сечения;
- – преждевременные роды;
- – недостаточность плаценты;
- – многоводие;
- – неправильное положение плода;
- – обвитие пуповиной;
- – недоношенность, маленький вес новорождённого (менее 1500 граммов);
- – родовые травмы;
- – асфиксия плода;
- – низкий балл по шкале Апгар.
- Разрушающее действие оказывают и заболевания, перенесённые в первые годы жизни крохи: болезни внутренних органов, нарушение обмена веществ, частые вирусные и инфекционные заболевания, нейроинфекции, опухоли мозга и др.
- Воспаление среднего и внутреннего уха как осложнение после простуды может вызывать снижение слуха – одной из важнейших составляющих формирования речи.
- Ухудшить речевую деятельность ребёнка могут черепно-мозговые травмы и последующее кровоизлияние.
Огромное влияние на речевое развитие оказывает генетика. Могут проявиться наследственные патологии в виде неправильного прикуса, короткой уздечки языка, аномалий в строении нёба и губ, врождённых дефектов речи и др.
Такие нарушения речи, как алалия (полное или частичное отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), афазия (полная или частичная потеря уже сформировавшейся речи), некоторые формы косноязычия (дислалии) вызваны органическими причинами.
Нормальной работе речевого аппарата мешают функциональные причины: негативная социально-бытовая обстановка; психотравмирующие ситуации; подражание речи взрослых, имеющих речевой дефект.
Развитие речи ребёнка происходит при непосредственном общении с окружающими его взрослыми людьми: родителями, родственниками, воспитателями, педагогами.
Начиная с первых дней жизни, они должны в течение дня разговаривать с ним.
Даже пока он не может ответить, кроха учится слышать звуки, различать голоса близких людей, улавливать эмоциональные краски разговора, реагировать на своё имя. Слыша ласковый мамин голос, малыш успокаивается.
Позже, когда ребёнок заговорил, необходимо постоянно с ним общаться: каждое действие сопровождать рассказом, расспрашивать, слушать, читать сказки, учить разговаривать с другими взрослыми и детишками.
Домашняя обстановка должна быть спокойной, мирной, комфортной, способствующей правильному речевому развитию. Недопустимо при ребёнке ругаться, выяснять отношения, кричать друг на друга и на него. Эти стрессовые ситуации отражаются на психике малыша, что может вызвать мутизм (отказ от общения вообще), заикание, замедлить процесс развития речи.
Своё отрицательное действие может оказать и общая истощённость, ослабленность организма вследствие длительных или частых болезней малыша.
В самом раннем возрасте малыш начинает подражать звукам, звукосочетаниям, словам взрослых. Поэтому их речь должна быть чёткой, внятной, с интонацией, без сюсюкания. Если же говорящий сам имеет различные дефекты речи (заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, неправильное звукопроизношение и др.), то ребёнок, подражая ему, усваивает искажённую речь.
Примерами функциональных речевых нарушений являются заикание (нарушение нормального ритма и темпа речи), дислалия (отсутствие каких-либо звуков, их искажение или замена одних другими).
Как известно, свои первые слова кто-то из детей произносит раньше, кто-то позже своих сверстников. Всё индивидуально и зависит от многих факторов. Но есть определённые возрастные нормы развития. Так, в 2 года малыш обязательно должен произносить несколько слов, в 3 года – говорить фразы.
Если Вас что-то насторожило в речи ребёнка, он мало или плохо говорит для своих лет, необходима консультация логопеда. Её целью является выявление проблем развития речи и постановка диагноза с последующей коррекционной работой по исправлению дефектов речи. К занятиям с логопедом зачастую подключают работу с психологом.
Неправильная речь ребёнка может доставить ему в будущем много неприятностей: трудности при обучении в школе, дискомфорт в общении, психологические проблемы.
Поэтому необходимо с ранних лет заботиться о правильном формировании, развитии речи и решении речевых проблем.
Источник: https://logocenter.info/prichiny-narushenij-rechi/