Эту категорию нельзя ограничить таким узким определением: интеллект включает в себя запас слов, эрудицию, умение адаптироваться к реалиям окружающей среды, способность применять полученные знания на практике, а его нарушение отображается на деятельности человека, которая при таких условиях не может быть полноценной.
Важность интеллекта и проблема его расстройства
Интеллектом называют психическое качество человека, которое выражается в способности познавать, осмыслять и решать поставленные задачи.
Поскольку это понятие подразумевает постоянное обретение новых знаний и навыков, считается, что развить уровень интеллекта – это вполне вероятно.
Важными качествами этой категории, которой обладает каждая личность, являются любопытство, гибкость ума, широта мышления.
Если уровень развития интеллектуальных способностей в определенном возрасте недостаточен, то речь идет о нарушении. В таких случаях говорят о врожденном или приобретенном слабоумии. Первое расстройство называют олигофренией, второе – деменцией.
Так называемая «атрофия разума» — это психиатрический синдром, при котором индивидуум теряет способность осознавать причинно-следственные связи происходящего с ним и вокруг него, делать умозаключения, формировать суждения о событиях и волнующих происшествиях, чувствах, ощущениях.
Причины патологических процессов
Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.
Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:
- вирусный энцефалит;
- дегенеративные патологии головного мозга;
- хроническая гидроцефалия;
Микроцефал - нарушения функционирования эндокринной системы;
- дефицит витамина В12;
- микроцефалия;
- врожденные инфекции (герпес);
- негативное действие на плод в период внутриутробного развития определенных факторов (прием некоторых лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, наличие сахарного диабета у матери, радиоактивное и рентгеновское излучение);
- длительная гипоксия плода;
- повреждения мозга, возникшие в процессе родов.
Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:
Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:
- генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Альфи);
- преждевременные роды;
- родовая травма головы;
- несовместимость ребенка и матери по резус-фактору;
- бактериально-вирусные поражения мозга в раннем детстве;
- энцефалит;
- менингит.
Клиническая картина
Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:
- ухудшение памяти, восприятия, внимания, мышления, речи;
- слабость суждений;
- неспособность к обобщению;
- безынициативность;
- интеллектуальная бездеятельность;
- пассивность;
- заниженная самооценка;
- агрессивность;
- ограниченный лексикон;
- слабость познавательных интересов;
- отсутствие привычки к самоконтролю;
- проблемы с логическим мышлением;
- узость кругозора;
- примитивность интересов;
- трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
- неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
- трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
- такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
- эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
- уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
- аутизм;
- отсутствие и непонимание речи;
- бездеятельность и непродуктивность.
Ребенок аутист
В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.
В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.
Коррекция состояния взрослых пациентов
Основная задача при лечении нарушений интеллекта – устранить причины обратимого характера, которые повлияли на развитие патологии, а также обеспечить больному поддержку и симптоматическую терапию в случае врожденной патологии.
Устранение факторов риска – борьба с заболеваниями и патологиями, которые спровоцировали слабоумие. Так, если причиной нарушений умственной деятельности человека стали опухолевые процессы мозга, ему показано хирургическое лечение, лучевая терапия и прием химиопрепаратов. Если нарушение интеллекта спровоцировали болезни эндокринной системы больному показан прием гормонов.
В большинстве случае пациентам с нарушениями мыслительной способности рекомендуют прием препаратов, которые улучшают циркуляцию крови в сосудах головного мозга. Также при подобных отклонениях показано применение витаминных комплексов, антиоксидантов, нейролептиков.
- подготовить и развесить на стены плакаты с распорядком дня, предметами, названия и назначения которых больной должен вспомнить;
- постепенно вовлекать человека со слабоумием в домашние дела, которые на требуют особых умственных и физических усилий, приобщать его к занятиям спортом, прогулкам, совместному семейному отдыху;
- говорить с больным, объяснять ему те вещи, которые здоровому человеку кажутся очевидными;
- обеспечить безопасность человека с нарушенным интеллектом: оборудовать жилое помещение таким образом, чтобы ничто не угрожало его жизни и здоровью, предотвратить возможность вождения автомобиля больным.
Чем помочь ребенку?
- Если расстройства интеллекта наблюдаются у ребенка, то требуются методы специфического обучения и социальной адаптации – олигофренопедагогики.
- При вмешательстве в течение заболевания в раннем детстве возможно снизить степень потери трудоспособности вследствие нарушений интеллекта.
- В целях коррекции состояния детей с нарушением интеллекта требуется разработка индивидуальной программы в каждом конкретном случае, которая подразумевает цельное обучение и воспитание ребенка. В лечении ребенка с отклонениями в умственном развитии принимают участие следующие специалисты:
- физические терапевты;
- неврологи;
- педиатры;
- ортопеды;
- социальные работники;
- специалисты по трудотерапии;
- дефектологи;
- диетологи.
Олигофренопедагогическое лечение предполагает развитие у ребенка практических способностей, которые необходимы в быту. Важно поддерживать успехи, достигнутые больным при обучении, каждодневное поощрение.
В ходе коррекции могут использоваться медикаментозные седативные препараты для подавления выраженной агрессии или гиперактивности.
Прогноз при нарушениях интеллекта у взрослых и детей неоднозначен и зависит от ряда факторов. Последствия также носят индивидуальный характер, поэтому составить общую картину таких критериев невозможно.
Если расстройство объективно имеет обратимый характер, то прогноз достаточно положителен: в этом случае изменения поддаются коррекции и, при условии своевременного и правильного лечения, ситуация может измениться в лучшую сторону. При необратимых тяжелых расстройствах вернуть способность мыслить, рассуждать и делать выводы, а также оценивать ситуации, невозможно.
Превентивные мероприятия
- Чтобы предупредить развитие когнитивных расстройств рекомендуется уже с молодого возраста решать и выполнять логические и интеллектуальные задачи, расширять кругозор, интересоваться всем происходящим вокруг и касающимся различных сфер жизни.
- Следует избегать стрессовых и депрессивных состояний, постоянно повышать как физическую, так и умственную активность.
- Еще одна важная профилактическая мера – своевременное лечение заболеваний внутренних органов и систем, поскольку многие из них способны вызвать расстройства интеллекта.
Нарушения интеллекта делают жизнь человека неполноценной, он утрачивает способность мыслить, анализировать, делать выводы. В результате он теряет интерес ко всему, не воспринимает информацию и новые знания. Если этот процесс обратим, то с помощью лечения возможно скорректировать данное состояние. Если же он имеет необратимый характер, то человека нельзя обучить чему-либо или вернуть к нормальной жизнедеятельности.
Читайте ещё
Источник: https://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/rasstrojstva-intellekta.html
Расстройство интеллекта
Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков.
Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности.
Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.
Понятие и классификация
Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:
- Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте. У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
- Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями. Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
- Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.
Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой.
При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям.
При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.
Степени и формы умственной отсталости
Умственная отсталость – патологическое состояние, которое характеризуется частичным или задержанным развитием психических функций.
Проявляется в снижении уровня интеллектуальности, который объединяет такие способности, как когнитивные, речевые, двигательные, социальные.
Синонимами умственной отсталости являются термины «психическое недоразвитие», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения». Выделяют три степени УО:
- Дебильность (легкие нарушения умственной деятельности).
- Имбецильность (умеренные нарушения умственной деятельности).
- Идиотия (глубокие нарушения умственной деятельности).
Распространенность патологии составляет 1-3% населения. В регионах с неблагоприятной экологической обстановкой количество больных может достигать 7% населения. Патология в 1,5 раза чаще выявляется среди мужчин, чем среди женщин. Выделяют формы (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) заболевания в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.
Деменция
Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.
У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.
Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.
Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.
Признаки
У детей с нарушением интеллекта выявляются характерные признаки внешности – это низкий рост и малый вес по сравнению со сверстниками.
У них часто наблюдаются стигмы дизэмбриогенеза (небольшие отклонения), в том числе неправильная форма раковин ушей, заниженная линия роста волос, высокое небо, гипертелоризм (увеличенное расстояние между парными органами, чаще глазами), неправильный прикус (рост зубов).
Ментальные нарушения при УО тяжелой степени часто сопровождаются пороками развития. Чаще диагностируются дефекты органов зрения, пороки сердца, увеличенное количество пальцев, укороченные конечности, нарушение слуха, увеличение размеров печени и селезенки. Клиническая картина дебильности:
- Наличие механической памяти. Дети способны овладеть достаточным объемом знаний, навыками речи, чтения, письма.
- Слабость мыслительных процессов. Часто маскируется достаточно большим словарным запасом и относительно хорошей памятью.
- Неспособность воспринимать абстрактные образы.
- Слабая способность к подавлению влечений и проявлению самообладания.
- Склонность к импульсивным поступкам вследствие большой подверженности стороннему внушению.
- Разнообразие эмоций.
Пациенты с дебильностью не проявляют инициативы в процессе обучения и работы. Они сталкиваются с трудностями, когда привычные модели решения бытовых задач приходится заменять новыми из-за изменившихся условий и обстоятельств. Клиническая картина имбецильности:
- Малый словарный запас и ограниченные объемы памяти.
- Безграмотная речь.
- Ограничение понимания речи, недостаток использования слов в процессе общения.
- Эгоцентричность (проявление эгоизма), потребность в повышенном внимании со стороны окружающих. Больные обижаются, когда их ругают, радуются, если их действия оценивают положительно.
При отсутствии нарушений моторного развития больные с диагнозом имбецильность могут овладеть несложными профессиональными навыками, выполнять простую, механическую работу. Больные плохо приспособлены к самостоятельной жизни, нуждаются в постороннем уходе и помощи. Идиотия проявляется снижением интереса к внешнему миру.
У больного практически отсутствуют реакции на окружающие события. Пациенты могут вообще не реагировать на внешние раздражители, либо демонстрируют неадекватные, нелогичные реакции. Внятная речь отсутствует.
Речь, которая обращена к пациентам, воспринимается ими по интонации – они не понимают ее смысл.
Оставаясь наедине с собой, некоторые больные неподвижно застывают, другие постоянно выполняют бесцельные, непрерывные движения.
Они ползают, хватают разные предметы, проявляют агрессию, иногда направленную в отношении себя. Примитивно выражают эмоции удовольствия и недовольства. Отсутствие соматических нарушений, чувство сытости приводят больных в состояние удовлетворенности и спокойствия. Чувство голода, неприятные ощущения провоцируют крайнюю ажитацию, страх, беспокойство.
Симптоматика при деменции проявляется в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. При легких формах интеллектуальных расстройств наблюдаются нарушения мышления, утрата способности к рациональной мыслительной деятельности. Больные затрудняются при определении причинно-следственных связей между предметами окружающего мира и событиями.
Нередко они не могут сообразить, где находятся, теряют ориентацию во времени (не могут определить время суток, день недели, год). Другое проявление – аментивный синдром (помрачение сознания, речевая дисфункция, растерянность, хаотичность движений, психомоторное возбуждение, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, невозможность концентрировать внимание).
Аментивный синдром проявляется в галлюцинаторной (появляются отрывочные галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные) или кататонической форме. Во втором случае преобладают психомоторные нарушения и бредовые идеи – мания величия или преследования. Аменция (бессвязность мышления) сопровождает временные нарушения интеллекта, обусловленные причинами:
- Стрессы (потеря близкого человека, увольнение).
- Черепно-мозговые травмы.
- Эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивные расстройства в анамнезе).
- Инфекционные болезни и интоксикации (пневмония, сепсис, грипп, алкогольная и наркотическая интоксикации, отравление химическими веществами).
- Заболевания церебральных сосудов (атеросклероз, инсульт, гипертонические кризы).
Деменция нередко сопровождается возникновением неврологического дефицита – расстройство чувствительности (парестезия), гемипарезы, нарушение двигательной координации, зрительная дисфункция (выпадение полей зрения, появление посторонних предметов в поле обзора). Клиническая картина деменции сосудистого генеза характеризуется доминированием мнестико-интеллектуальных нарушений:
- Ухудшение памяти, забывчивость.
- Отсутствие рассудительности, нелогичность суждений.
- Амнестическая афазия (нарушение речи, при котором больной понимает назначение предметов, но испытывает сложности при произнесении их названий).
Для деменции сосудистого генеза типичны невротические проявления (раздражительность, повышенная утомляемость, слабость) и аффективные нарушения (депрессивное состояние, эмоциональная лабильность, неспособность сдерживать аффект – эмоциональный порыв). У пациентов часто наблюдаются боли в области головы и нарушение сна, замедленность, отсутствие гибкости психических процессов.
Диагностика
При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации.
Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).
Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики.
В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.
При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:
- Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
- Расстройство абстрактного мышления.
- Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
- Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
- Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
- Признаки социальной дезадаптации.
Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.
Лечение
Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:
- Устранение этиологических факторов.
- Активация собственных компенсаторных механизмов.
- Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).
Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.
Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные (Пирацетам, Пиритинол, Гопантеновая кислота), сосудорасширяющие (Винпоцетин, Циннаризин) с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты (Глутаминовая кислота). Симптоматическое лечение антидепрессантами (Амитриптилин, Флувоксамин) и транквилизаторами (Феназепам, Диазепам) назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.
Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.
Профилактика и прогноз
Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.
Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.
Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.
Источник: https://golovmozg.ru/zabolevaniya/rasstroystvo-intellekta
Интеллектуальные нарушения у детей
Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.
Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации.
Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес.
Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии).
Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.
Интеллектуальные нарушения у детей
Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:
- Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
- Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
- Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
- Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
- Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
- Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.
Патогенетическую основу интеллектуальных нарушений у детей составляют энцефалопатические и церебрастенические изменения ЦНС, психосоциальные условия развития. Функциональные, органические отклонения работы мозга по этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими, инфекционными.
Они проявляются возбуждением либо угнетением активности ЦНС, симптомами внутричерепной гипертензии, судорожным синдромом, дисфункцией стволовых отделов мозга, недостаточностью корково-подкорковых взаимодействий, локальным поражением отдельных областей коры.
Выраженность интеллектуального дефекта, его тотальность или парциальность, возможность компенсации определяются психологическими особенностями ребенка, социальными условиями.
Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:
- Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
- Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
- Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.
Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций.
О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков.
Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.
Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.
Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины.
Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию.
Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).
Дебильность. Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений.
Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом.
Подростки осваивают простые рабочие профессии.
Имбецильность. Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.
Идиотия. Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.
Поврежденное и дефицитарное развитие.
Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание).
Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.
Искаженное и дисгармоничное развитие. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.
При отсутствии педагогической, медицинской и психологической помощи интеллектуальные нарушения у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатоподобными расстройствами.
Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: проявляют агрессию, импульсивны, расторможены либо безынициативны, утомляемы, апатичны. При тяжелых формах интеллектуальной патологии развивается полная зависимость от родителей, больные постоянно нуждаются в помощи со стороны.
Без врачебного контроля выше риск развития и прогрессирования сопутствующих соматических, в том числе неврологических заболеваний.
Интеллектуальные нарушения у детей определяются врачом-психиатром. Дополнительно в процесс диагностики вовлекается клинический психолог, невролог. При обследовании применяются следующие методы:
- Клинические. Психиатр в ходе беседы определяет симптоматику нарушения, возможные причины, уровень дезадаптации ребенка, сформированность бытовых навыков. Разговаривая с пациентом, специалист оценивает запас слов, уровень общей осведомленности, умение решать логические задачи, способность абстрагироваться. Одновременно наблюдает за эмоциональными реакциями, особенностями поведения, продуктивностью контакта.
- Патопсихологические. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором занимают тесты на интеллект. Наиболее распространенной является методика Векслера, состоящая из двух частей – вербальной и невербальной. Каждая представлена несколькими субтестами, направленными на определение различных компонентов интеллекта (ориентации в бытовых и социальных ситуациях, словарного запаса, пространственного и образного мышления и др.). Дополнительно выполняются пробы на внимание, механическую и смысловую память, сформированность аналитико-синтетической, абстрактно-логической функции мышления.
При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных обследований мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролога, эндокринолога, аудиолога, окулиста), характеристики педагогов.
Нарушения интеллекта у детей необходимо дифференцировать от нормального развития в специфических условиях.
Пример: дети малочисленных народов, других культур хорошо адаптированы к своим условиям проживания, обучаемы, имеют достаточный запас знаний, но затрудняются при решении повседневных задач жителей больших городов.
Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
- Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
- Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.
Прогноз интеллектуальных нарушений у детей определяется их обратимостью и глубиной. ЗПР хорошо поддается лечению, большинство детей при помощи специалистов способны «догнать» сверстников, обучаться в обычных школах. При умственной отсталости важна корректировка целей, лечение и обучение направлено на освоение практических навыков, социальную адаптацию.
Чем легче форма олигофрении, тем благоприятнее прогноз. Исход качественных нарушений интеллекта определяется тяжестью, прогнозом основного заболевания.
Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, минимизацию рисков перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание условий для всестороннего развития ребенка.
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/intellectual-disability
Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия
Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.
Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями.
При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов.
При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.
Нарушение интеллекта: формы
Нарушение интеллекта имеет две основные формы:
- врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
- приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.
Деменция
Деменция — приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.
У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений.
Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.
При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства.
В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий.
В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.
Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.
Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными.
Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли.
У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.
Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста.
Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома.
Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.
По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:
- стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
- прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.
Олигофрения
Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.
Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.
Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:
- дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
- имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
- идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.
В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:
- легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
- умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
- тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
- глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.
Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.
Нарушение интеллекта: причины и симптомы
Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:
- генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
- внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
- тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
- рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
- повреждения органов детей, полученные во время родов;
- кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
- черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
- пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
- инфекционное поражение нервной системы детей.
Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.
Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью.
Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками.
Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.
Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.
У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.
Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности.
Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха.
Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.
Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.
Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.
Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.
Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.
Лечение
Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.
Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.
Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей.
Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие.
Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.
Источник: https://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-intellekta.html
Снижение умственных способностей с возрастом
В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:
- гипермнезию — невозможность выделить главные события от второстепенных при повышенной запоминаемости;
- гипомнезию — ослабление памяти в целом;
- ретроградную амнезию – утрата воспоминаний, предшествующих началу заболевания;
- фиксационную амнезию – отключение кратковременной памяти;
- прогрессирующую амнезию – постепенное стирание памяти.
Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.
При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.
Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.
Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.
Дементивный синдром
Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.
В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.
Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.
У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.
Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.
Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:
- астенический – это нестабильное поведение и неадекватная реакция на обычные события и вещи, истощающие нервно-психические и физические силы больного, без снижения умственных способностей;
- эйфорический – благодушная суетливая бестолковость, с взрывами злобы и гнева, переходящими в депрессивно-слезливое состояние;
- при эксплозивном варианте к признакам первых двух типов добавляется ослабление воли, нарушение памяти и тяга к алкоголю;
- в случае апатического варианта наблюдается резкое снижение памяти и интеллекта, безволие и равнодушие к происходящему.
Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.
Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.
Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.
Олигофрения имеет три стадии:
- Дебильность – легкая степень умственной и психической неполноценности, при которой развитие взрослого человека соответствует 12-летнему возрасту.
- Имбецилы остаются на всю жизнь на уровне 3-7-летнего ребенка. Речь их примитивна, но понятна. Поведение не агрессивно.
- Идиотия – тотальное слабоумие, при котором не формируется личность, умственные способности соответствуют 3-годовалому ребенку, требуется постоянный уход и контроль за поведением.
Диагностика и концепция лечения
Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
- Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
- Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.
Диагностирование психоорганического, Корсаковского, дементного и сопутствующих синдромов зависит от основного заболевания, ставшего причиной отклонений.
Стандартные инструменты для обследования больного – МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, а также анализы крови и наблюдение у врача-психиатра.
Пирацетам — один из самых известных ноотропов
Терапия психосиндрома направлена на лечение основного заболевания и, в зависимости от тяжести, проводится амбулаторно или в стационаре.
Применяемые лекарственные средства – нейролептики, ноотропные и церебральные препараты, антиоксиданты и витамины.
Лечение олигофрении направлено на устранение симптомов заболеваний, вызвавших ее возникновение, и адаптационную реабилитация в домашних условиях или специальных учреждениях. Прописываемые лекарства:
- антибиотики (при сифилисе, токсоплазмоле);
- психотропные;
- гормональные (при эндокринных расстройствах);
- диетотерапия (при нарушениях обмена веществ).
Лечение при Корсаковском синдроме направлено на терапию основного заболевания: назначаются ноотропы, витамины (В1), белковая диета.
Деменция – неизлечимое, прогрессирующее заболевание, с неизученными до конца причинами. Лечение назначается в зависимости от стадии болезни. Медикаментозное лечение включает в себя ноотропные и психотропные препараты.
Осложнения
При отсутствии педагогической, медицинской и психологической помощи интеллектуальные нарушения у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатоподобными расстройствами. Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: проявляют агрессию, импульсивны, расторможены либо безынициативны, утомляемы, апатичны.
Источник: https://galery-nn.ru/snizhenie-umstvennykh-sposobnostey/